Аббас джума биография сколько лет. Аббас Джума

Какая она, Казань, глазами людей, побывавших в нашем родном городе в первый раз? Жители Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Киева, Санкт-Петербурга, Москвы о казанцах, Кул Шарифе и эчпочмаке.

Валерия Кузнецова, 26 лет, менеджер в индустрии красоты, Санкт-Петербург

Почему Казань?

Я давно хотела попутешествовать по своей стране - ведь она огромна и многолика, но откладывала, думая, что это всегда успеется. Казань носит звание третьей столицы России, и она по многочисленным отзывам обязательна к посещению.

Что порадовало?

Город очень аккуратный и чистый, спокойный и уютный, красивый и динамичный, в нем много новых построек, которые гармонично сочетаются со старинными зданиями. Моя бабушка, живущая в Перми, говорит: «Что ваш Петербург? Конечно, история, архитектура... Но Казань - это город для жизни! Молодцы, татары!»

Что удивило?

В центре города, где мы хотели оставить машину, на улице было абсолютно пусто и запрещено парковаться. Выглядит очень необычно, аккуратно для города-миллионника, но было непривычно, и мы поначалу растерялись.

Казань - город на Волге, а значит природа и виды здесь потрясающие. Хочется взглянуть на город летом и разглядеть его получше, в частности вне исторического центра.

Аббас Джума, 21 год, журналист, Москва


Почему Казань?

В Казани я был со своей невестой, и именно ей принадлежала идея посетить этот город. Казань - это что-то новое. Вроде ты в России, но в автобусах остановки объявляют на нескольких языках. В условиях кризиса, когда сложнее стало выехать за границу, Казань - самый, на мой взгляд, подходящий вариант весело и интересно провести каникулы.

Что порадовало?

То, насколько гармонично в Казани сочетаются две конфессии: ислам и христианство. Кажется, будто воздух тут пропитан добротой, пониманием, уважением друг к другу. Это и в архитектурном ансамбле города, и в поведении его жителей. Тут мирное сосуществование мусульман и христиан - обычное явление, но поверьте мне, в мире это большая редкость.

Какие они, казанцы?

Это спокойные, доброжелательные и вежливые люди. Знаете, при всем великолепии достопримечательностей Казани, не они главное украшение города, но люди, проживающие в нем.

Что удивило?

Неухоженные тротуары. Все покрыто толстым слоем льда, на котором я неоднократно поскальзывался. Не представляю, как по этим тротуарам ходят пожилые люди.

Елена Подпорина, 25 лет, инженер-строитель, Нижний Новгород

Почему Казань?

Были новогодние праздники. Идея посетить Казань пришла спонтанно, вечером, сидя на кухне за чаем с друзьями. Мы занимаемся сноубордингом. А рядом с Казанью есть прекрасный горнолыжный комплекс. Поэтому мы просто собрали снаряжение и поехали на следующее утро в Казань.

Что порадовало?

Как строителю и архитектору, меня в первую очередь интересовала архитектура города. Но прогулка пришлась на самый морозный день. Было 29 градусов мороза! Но это нас не остановило! Хотя посмотреть успели не многое. Посетили Казанский Кремль (в отличие от Нижегородского - он белокаменный, это было непривычно), бесподобный Кул Шариф (необыкновенно красивое сочетание цветов на фасадах и в интерьерах), прошлись по улице Баумана и потерли животик казанскому Коту. Еще хотелось бы отметить ночные виды города, подсветку зданий. Казань ночью прекрасна! А еще мы с друзьями влюбились в знаменитые «треугольники». Очень очень вкусно!

Что включили бы в маршрут в следующий раз?

Приедем обязательно еще раз! Хотелось бы посмотреть Храм всех религий, Дворец земледельцев, посетить Национальный музей Республики Татарстан и пройтись по улицам летней Казани.

Александра Новикова, 19 лет, журналист, Екатеринбург

Почему Казань?

В Казани я впервые оказалась в августе совершенно случайно – проездом по пути в Крым, куда я стремилась несколько последних лет. Но друзья настояли на том, чтобы остановиться в городе ещё на четыре дня, за которые я успела по уши влюбиться в ночные прогулки по Казани.

Что порадовало?

После поездки в Казань во мне навсегда поселилась любовь к эчпочмакам и бульону из самого сердца улицы Баумана. После первого же укуса я стала понимать, почему проект, который связывают с именем Земфиры, называется именно The Uchpochmack.

Какие они, казанцы?

Открытые. В августе, когда я была в Казани впервые, я оставила в группе с экскурсиями по крышам города просьбу сводить меня куда-либо повыше. Двое ребят, которые видели меня впервые, целый день бесплатно катали меня на своей машине по разным крышам под песни Дэвида Боуи. А контролёр в электричке рассказала нам о том, что обязательно нужно съездить в Кукмор ради валенок и даже специально звонила друзьям, чтобы узнать расписание электричек на остаток дня. А ещё казанцы бывают милыми и забавными. Первого января среди пустых улиц можно было встретить двух мужчин, душевно идущих в обнимку и везущих санки с ребёнком.

Помимо милого района Старой Татарской слободы, удивительного Храма всех религий и атмосферного Музея социалистического быта, своих друзей я отвела бы в два не совсем стандартных для туристов места: отлично сохранившееся и впечатляющее своей архитектурой заброшенное здание Александровского пассажа и буква на мосту Миллениум, куда меня водили местные ребята.

Влад Дорохин, 25 лет, главный редактор интернет-портала о моде и стиле, Киев


Почему Казань?

Поездка по работе.

Что порадовало?

Люди и сам город, своей архитектурой. Когда летел в Казань, прочитал, что это третья столица России, но я бы не сказал, что это вообще Россия. Казань - город, который не похож на другие российские города. Лицо города - это новейший аэропорт, что так же не могло не порадовать. Впечатлили масштабы «Казань Арены». Еще приятно удивило, как красиво одеваются девушки.

Что удивило?

Сложно поймать машину на улице, хотя вызвать такси можно достаточно быстро. Еще удивило, что красивые кафе с интересным дизайном свободны.

Какие они, казанцы?

Добрые и с тяжелыми именами.

Петр Бобровников, 28 лет, корабельный инженер, Санкт-Петербург


Почему Казань?

Решил посетить Казань, потому что город официально именуется третьей столицей России, а также потому что именно в Казани прошло множество спортивных мероприятий мирового уровня, в том числе Всемирная летняя Универсиада, Чемпионат Европы по тяжелой атлетике и Чемпионат мира по фехтованию.

Что порадовало?

То, что город оказался очень индустриальным: множество новых красивых построек разных архитектурных направлений, удобные остановки общественного транспорта с электронными табло, метро с WiFi. Недорогое и доступное такси.

Что бы посоветовали посмотреть в городе друзьям?

Прогуляться по улицам Габдуллы Тукая, Карла Маркса и Баумана.

Какие они, казанцы?

Казанцы очень приветливые и отзывчивые. А в канун Нового года еще и счастливые.

Что включили бы в маршрут в следующий раз?

В следующий раз попасть хочу на остров-град Свияжск. Не успел. Но весной точно там побываю.

Опрашивала Айгуль Хуснутдинова

На своей дискуссионной площадке в социальной сети «Фейсбук», провел очередную организованную дискуссию в формате виртуального интервью. На вопросы участников дискуссионного клуба, отвечал Аббас Джума, журналист-международник. Вопросы задавались в рамках обозначенной темы - «Сирийский клубок Ближнего Востока».

Арам Аствацатуров: Здравствуйте Аббас! Спасибо за принятое приглашение. Тема интервью горяча, но многие путаются в проблемах Ближнего Востока в общем, и Сирии, в частности.

Поэтому, надеюсь, что участники нашего клуба получат от Вас исчерпывающие ответы.

Какие основные стороны конфликта сейчас есть, кто их лидеры и какие цели у них?

И мог ли народ Сирии изначально пойти договорным путем?

Аббас Джума: Добрый день. Во-первых я не считаю, что в Сирии идет гражданская война. Сегодня в этом конфликте задействовано много сторон и извне. Против сирийской армии, поддерживаемой иранским КСИР и "Хизбаллой" воюют террористические формирования, которых принято разделять на ИГ (основной спонсор - Доха), Джебхат ан-Нусра ("Фронт победы", та же Аль-Каида. Спонсор Эр-Рияд), а также Ахрар аш-Шам и Джейш аль-Ислам. Также, существует еще более 100 мелких группировок, состав которых до конца не изучен, но очевидно, что 70 % которых, так или иначе, сотрудничают с Нусрой. Помимо этого, в конфликте обособленно участвуют курды, а также, SDF - сирийские демократические силы, куда помимо курдов входят и армяне, и ассирийцы, и арабы. Они не с правительством, но против исламистов. Их, в свою очередь, подавляют турки. Кроме всего прочего, как известно, в Сирийском вооруженном конфликте участвуют наши ВКС, а также Западная коалиция под предводительством США.

Я поверхностно описал положение дел, чтобы сформировать понимание того, какой Гордиев узел образовался в Сирии. Цели у каждого свои. Если сирийская армия просто защищает народ и желает прогнать интервентов из Сирии, то ИГ заявляет о создании Халифата, Нусра сеет хаос на саудовские деньги, часть вооруженной оппозиции желает сместить руководство, курды хотят автономии, турки пытаются этого не допустить. Доха мечтает о газовой трубе, которая будет пролегать через Сирию; Иран и "Хизбалла" защищают шиитские святыни и т.д..

Я считаю, что договорной путь изначально не был обозначен. Его не предусматривали ни власти, ни те, кто все это разжигал.

Георгий Шишков : Уважаемый Аббас, как Вы думаете, насколько реален раздел современной Сирии по уже имеющимся границам противостояния на 3-4 государства: Курдское, Исламистское, Протурецкое, и Алавитское?

Аббас Джума : Этот вариант сейчас активно обсуждается, как на Западе, так и в арабском мире, в частности в Сирии. То, что курдам необходимо будет предоставить широкую автономию (как в Ираке) - это факт. Они слишком много крови пролили, защищая свою землю, поэтому, имеют на нее право (это, поверьте, хорошо понимают в официальном Дамаске). Когда вы говорите об алавитском государстве, не забывайте, что алавитов в Сирии, прошу прощения, кот наплакал (так было всегда, а сегодня, когда война унесла жизни десятков тысяч алавитов - и подавно). Мусульман в Сирии более 80 %, поэтому я не понимаю на какие государства делить эту многострадальную землю. Пустыню с нефтью не отдадут, а протурецкую агентуру в виде туркоманов в Сирии будут вычищать поганой метлой.

И это я расписал вам позитивный сценарий, если Сирия выйдет из войны, а террористов прогонят. Если представить, что исламисты приходят к власти, то Сирия также не будет разделена, ибо террористы не привыкли делиться. Всех несогласных вырежут.

Нина Снетова: Уважаемый Аббас, насколько реально боеспособна сирийская армия? Как вооружена? Слышала, что использует старое советское оружие. Действительно ли бывают попадания нашей авиации в мирные объекты.

Как в реальности большинство сирийского народа относятся к Асаду и каково отношение сирийского народа к Турции, к ее политике?

Аббас Джума: Сирийская армия очень истощена и измотана. Все что есть - российского производства. Сегодня наиболее эффективно воюет "Хизбалла" и КСИР. Сирийская армия получает поддержку также из Ирана, благодаря чему совсем не развалилась.

К Асаду относятся отлично. Конечно, есть оппозиция, как и везде. Но в целом президента поддерживают, за него воюют, ему присягают. Он светский, мудрый президент. Сегодня его поддерживает еще больше народа и еще сильнее, потому, что на фоне всей этой ваххабитской мрази, Асад выглядит еще привлекательнее.

Турция же, сегодня такой же враг, как и КСА и Катар. Это страна - предатель, а Эрдоган - воплощение зла. Никто так не поддерживает терроризм, как он. Никто столько не нанес вреда, как он. Эрдогана ненавидят. По поводу попадания в мирные объекты скажу так, там, где ведутся бомбежки нашими ВКС АПРИОРИ НЕТ МИРНЫХ ОБЪЕКТОВ. Есть либо террористы, либо их семьи, либо люди их поддерживающие.

Арам Аствацатуров : Господин Аббас, как по Вашему мнению изменится численность религииозных и этнических общин Сирии в результате этой войны?

Аббас Джума: Больше людей не станет, точно. Погибло огромное количество сирийцев. На территориях, которые были (какие-то остаются) под контролем боевиков, осуществлялся геноцид религиозных меньшинств - алавитов, христиан. Армян уже почти нет в Сирии, убито огромное кол-во курдов...

Александр Гулян: Уважаемый Аббас, а ведь совсем недавно, Эрдоган и Асад дружили семьями....это о чем говорит? О том, что национальные интересы перевесили личные отношения у кого то, или это все изначально было лицемерием?

Аббас Джума : Это говорит о том, что Эрдоган предатель. И предал он не только Асада.

Александр Гулян: Аббас, вроде Сирию поддерживает довольно могущественный Иран. Ее стражи исламской революции воюют как львы. У них отличные командиры и генералы....есть Россия и не только со своими ВКС, но и с кучей военных советников, наверняка прошедших и Афган и Чечню...есть ассирийцы, армяне, езиды, курды.....почему нет реального перевеса? Небо закрыто...некоторые границы перекрыты....почему как то вяло действует такое огромное число кадровых военных и не менее подготовленных добровольцев? Почему до сих пор не перебито осиное гнездо - Ракка....и до сих пор не деблокирован Дер-эр-Зор? Ведь то что нам внушают по новостям, там где засело отребье - сплошная малонаселенная пустыня....в таком случае, это ведь не горы, нет никаких танковых прорывов, как в "Буре в пустыне"....чего не хватает? Вроде технику поставляют и Иран и Россия, да и своей было с избытком......все такие неумелое руководство?

Аббас Джума: Вопрос к военным. Но, по-моему, перевеса нет, так как на ИХ стороне не менее могущественные силы. Денег там больше - это точно, "переливание крови" ежедневное, вербовочные пункты по всему исламскому миру. Не недооценивайте врага.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Аббас, считаете ли Вы, что предложение о светском будущем Сирии реально?

Аббас Джума: Не думаю, что это реальная перспектива.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Аббас, Вы говорите о предательстве Реджепа Эрдогана. Но, можете ли Вы рассмотреть действия Эрдогана с другой стороны?

Как не предательство, а как неизбежные действия ЛЮБОГО лидера турок.

Аббас Джума : Нууу.., предательство - это, по-моему, как раз и есть неизбежное действие ЛЮБОГО лидера турок. Какая была необходимость у турок сбивать СУ-24 - хоть убейте, не понимаю...

Александр Гулян : Что можно противопоставить исламизму? на ваш взгляд....исламизму в Сирии....национализм? Может коммунизм? Ведь, идея должна быть не менее сильная и жизнеспособная чем исламизм.

Аббас Джума: Национализм не пойдет, как и коммунизм. Баас в Сирии есть и что? Идеи панарабизма себя изжили - это факт. Сегодня единственная идея - это борьба с терроризмом, как с вселенским злом. Вокруг этой идеи все сплотились...

Kахин Мирзализаде: уважаемый Аббас, на ваш взгляд, когда и как закончится война в Сирии? Не только пожелание, а исходя из сложившихся нынче реалий? И насколько все это зависит от самих сирийцев?

Аббас Джума : Если все будет идти так, как идет сейчас, думаю, что уже в конце этого года террористов прогонят и война закончится. Курдам скорее всего предоставят автономию, пройдут выборы.

Во многом все зависит от сирийцев. В контексте перемирия, например.

Александр Гулян : Уважаемый Аббас, Сирия это колыбель человечества....там или рядом находились и Шумер, и Ассирия....там колыбель христианства....изверги взрывают и уничтожают все человеческое наследие...ислам(или исламисты) стирают все под корень. Почему народ(эти 70% суннитов или менее), не положит этому конец? Почему не дал отпор пришельцам? Не бывает такого, чтобы без поддержки местного населения, пришельцы смогли бы закрепиться на этой территории....ведь Сирия была одной из самых европеизированных и цивилизованных стран арабского мира....одной из самых образованных....что случилось с людьми? Почему такое стало возможным?

Аббас Джума : Сирия не однородна. В Латакии, Тартусе, Дамаске, Алеппо - да, цивилизация. В Ракке - бедуины, которые знать не знают, кто такие шумеры. Зря вы думаете, что народ не дал отпор пришельцам. Армия - это тоже народ, народные ополчения, курды, армяне и прочие. Все это сирийский народ. И только благодаря ему Сирия стоит, в то время, как Ливия, например, пала, так как там РЕАЛЬНО народ бездействовал.

Александр Гулян : Я, как армянин, выражаю благодарность сирийскому народу, приютившему армян после геноида. И город Дер-эр-Зор я слышал издавна о нем, до всяких этих событий. Алеппо....армян там почти не осталось...и мы знаем, что это не вина сирийского народа...однако, очень жаль…

Рафаг Бабаев: Здравствуйте Аббас и все участники дискуссии! Целиком и полностью согласен, что это не гражданская война в Сирии, а организованная лавина, устроенная США, что бы сместить со своего пути страны для достижению намеченной цели, и это понятно всем. Зачем мир утомляет себя деталями, перечисляя отдельных игроков в этом, устроенным, кровавом театре? Почему саудитов принято называть спонсорами террористических организации, даже после демонстративной казни шиитского богослова? Разве объеденненые арабские страны так же, как эти перечисленные организации, не используются против непокорных стран? В чем разница, между организованными головорезами и теми, кто называет себя страной, которая поддерживает террористов? Как после этого остальной мир пожимает им руки и продолжает по ихнему называть захваченные ими территории исламским государством? Разве это имеет с Исламом что нибудь общее?

Аббас Джума: Ничего общего с исламом ИГ не имеет. А разница между головорезами и КСА, как минимум в том, что у последнего есть границы, флаг, гимн, валюта и тому подобное.

Арам Аствацатуров : Уважаемый Аббас, вопрос, который я хотел бы задать, мне навеяли публикации на просторах интерната "друзьями" из солнечного Азербайджана.

А вопрос такой!

Является ли Азербайджан проводником протурецкого мнения на российский народ, российское руководство? И будут ли эти мнения вредить Российско-Сирийским отношениям?

И считаете ли Вы, что "Турецкий поток" и был частью влияния этого мнения? И как в Сирии восприняли заявлении В.В. Путина о запуске "Турецкого потока"?

Аббас Джума: Уверен, что сирийцам плевать на "Турецкий поток". Как это восприняли во власти - сказать трудно. В местных СМИ это освещалось не очень бурно.

Насчет Азербайджана - вполне возможно. Однако не думаю, что Азербайджан в данном контексте имеет сколь нибудь значительный вес. На российско-сирийские отношения это не может повлиять никак. Они строятся вокруг совсем других вещей.

Кахин Мирзализаде : Уважаемый Аббас, были ли какие-то официальные заявления властей, по поводу будущей автономии курдов? Если были, то до какого предела власти готовы идти?

Абасс Джума: Насчет официальных заявлений. Не помню, чтобы это серьезно обсуждалось в Дамаске. Насчет правовых и полномочных границ - широкая автономия, подобно как в Ираке.

Эфир программы «Восток - дело тонкое» Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Изменить размер текста: A A

Аббас Джума:

Я приветствую всех, кто слушает Радио «Комсомольская правда». Это программа «Восток – дело тонкое». И я – ее автор и ведущий Аббас Джума . Хочу представить своего собеседника, доктора исторических наук, арабиста, исламоведа Дмитрия Микульского . Дмитрий Валентинович, здравствуйте.

Дмитрий Микульский:

Здравствуйте.

Аббас Джума:

И речь сегодня пойдет о всемирно известной личности, давшей миру больше, чем человек, пожалуй, способен осознать. Лучший из людей, как его называют мусульмане, пророк Мухаммед, да благословит его господь и приветствует. Конечно, часа нам не хватит, чтобы осветить все, о чем следовало бы рассказать. Но мы попробуем пройтись по самым основным моментам. Давайте начнем с истории становления пророка, где он родился. Насколько известно, он родился еще в язычестве, в доисламской Мекке . Как он рос и как он пришел к религии?

Дмитрий Микульский:

Ну, действительно, пророк Мухаммед родился в Мекке, которая была одним из крупнейших торговых центров не только Аравии , но и всего Ближнего Востока . Достаточно сказать, что еще в IV веке до нашей эры, то есть до Рождества Христова, Мекка упоминается великим римским географом и астрономом греческого происхождения Клавдием Птолемеем как один из важнейших караванных пунктов торговли тогдашнего околоримского, если так можно сказать, мира. Мухаммед принадлежал к племени Курайш. Это племя, которое в течение весьма долгого времени, но и не без многих перипетий, проживало в Мекке и хранило святилище древнее Каабу, которое, по преданиям аравийским, было основано самим Адамом – первым человеком, созданным нашим Господом, конечно, по внушению, по вдохновению Господню, не просто так. Согласно мусульманской концепции, в то время монотеизм изначальный, присущий человечеству, так полагали и полагают мусульмане, и так, кстати, христианские авторы полагали средневековые и более поздние, монотеизм этот был утрачен. И заменился язычеством.

Аббас Джума:

Но при этом всегда Мекка была центром именно духовного чего-то?

Дмитрий Микульский:

Духовного, конечно. И торговым, и духовным, очень важно, центром.

Аббас Джума:

Там был пантеон богов. И даже Дева Мария там стояла.

Дмитрий Микульский:

Совершенно верно. И там античные какие-то статуи стояли. Артемида, возможно. Еще что-то такое. Вообще считается, что там стояли идолы практически всех аравийских племен для того, чтобы в определенный день, совершая паломничество в Мекку, члены всех племен могли прийти поклониться своим богам. И также вот главному мекканскому идолу – Хубалу – тоже жертву принести и поклониться. На самом деле это очень такая вот древнесемитская картина религиозного культа. Потому что вот еще у финикийцев были в каждом городе свой бог и так далее. Аналогичную картину мы наблюдаем и на Аравийском полуострове.

Мухаммед родился в семействе, считается, небогатом, но знатном. В семействе Хашимитов. Дело в том, что его прадед был человек весьма влиятельный. И считается, что он в голодные годы раздавал похлебку беднякам. То есть крошил им мясо, хлеб. А «хашима» по-арабски значит «крошить, разрезать на мелкие части». Вот его и прозвали Хашим. Соответственно, его потомки стали называться бану Хашим, сыны Хашима, Хашимиты и так далее. Отец Абдаллах умер, когда мальчик еще не родился. А через несколько лет мать его также умерла. Но ребенок он был особенный. Вот рассказывается в предании, что отдали его в одно племя.

Аббас Джума:

Так было принято.

Дмитрий Микульский:

Да. На вскармливание в пустыню. В пустыне вообще считалась жизнь здоровее, чище, нравственнее и все такое. И позже мусульманские государи своих детей отдавали в пустыню воспитываться. И вспоминает его кормилица, что откуда ни возьмись, ему было года три, появились какие-то странные мужи в белом, положили на землю, разрезали грудь, вынули сердце и его очистили. И назад вложили, чудесным образом все зарубцевалось, а потом и исчезли. И сам пророк тоже имел некие смутные воспоминания об этом. Нужно сказать, что подобного рода сказания о начале пророческой миссии были вообще характерны для еще древнееврейских пророков, которые упоминаются в Ветхом Завете и так далее. Профессор Винников , крупный семитолог наш отечественный, живший и работавший в Ленинграде , большой знаток семитских языков, арабских диалектов, арабской культуры, он написал об этом целую статью, в которой, видимо, он человек был безрелигиозный, он старался показать, ну, времена были такие, 30-е годы, попробуй там публично о своей вере скажи чего-нибудь, - вот он сопоставляет это предание о посвящении пророка Мухаммеда в пророки, если так можно выразиться, с подобными сказаниями других народов, совсем даже и не семитских – сибирских и всяких многих других. Это просто указывает на то, что мысль человеческая, поскольку мы все родственники, она работает в определенном направлении, в общем направлении.

Как бы то ни было, пророк будущий Мухаммед рос благонравным мальчиком, в послушании своему деду и дяде. Дед его Абд аль-Мутталиб тоже был человек весьма богобоязненный и благочестивый. И Каабу блюл, и все на свете. И сохранилось предание, что он поехал однажды к йеменскому царю, а Мухаммед еще не родился, и тот задавал ему всякие хитрые вопросы, как полагается задавать царю мудрецу. Ну, а когда этот Абд аль-Мутталиб на все вопросы ответил, царь ему говорит: вот, вернешься, родился младенец в твоем семействе, будет от него великое дело.

Аббас Джума:

Мы дошли до юношества пророка Мухаммеда. Ему 25 лет. И он поступает на службу.

Дмитрий Микульский:

Приказчиком, говоря по-нашему. Пророка Мухаммеда в преданиях арабских называют «Уммий». В современном языке это значит – неграмотный. Но мог ли неграмотный человек служить приказчиком? Тем более, письменность-то у арабов была, в особенности у купцов . Они все же должны были записывать.

Аббас Джума:

Кстати, я хочу сказать, что, когда ему явился архангел Гавриил, тот же Джабраил, в возрасте 40 лет, он ему первое сказал: читай! А ему что Мухаммед ответил? «А я не умею». Значит он вплоть до 40 лет не умел читать. Может, он действительно был неграмотным?

Дмитрий Микульский:

Может быть так. Сейчас еще иногда говорят, что Уммий – значит он просто не ведал, у него не было религиозного закона. Он был невежественный в религиозном отношении. Откровения пока не получил. Вот и так это иногда интерпретируется. Бог его знает на самом деле. Но как бы то ни было, он был очень успешен на этой должности. Сделки всякие осуществлял. Обороты там были очень большие. Ну и полюбился этой вдове. Согласно одной версии, она была его значительно старше.

Аббас Джума:

В два раза.

Дмитрий Микульский:

Да. Согласно другой – не очень. Лет на пять, на шесть, на семь. Но это допустимый вполне возраст. В общем, они поженились. И она ему родила нескольких детей, в том числе и сына любимого – Касима, умершего во младенчестве, почему пророк и стал называться Абуль-Касим. Это его кунья – прозвание по сыну, которое у арабов до сих пор сохраняется и очень популярно. Во всяком случае, Хадиджа была его любимой женой. И он много позже говорил своим прочим женам и друзьям о том, что не было для него ни одной женщины, которая так бы была дорога. А у него уже потом, когда он был человек пожилой, у него была молоденькая жена Айша. Так она признавала, что она очень ревновала его к умершей Хадидже , потому что так он почитал ее память.

Аббас Джума:

У пророка вообще было много жен. Больше четырех.

Дмитрий Микульский:

Вообще, поскольку он был пророк, то в Коране было сказано специально для него, что ему положено вообще одновременно даже семь иметь жен. А почему нет? Он особый был человек.

Аббас Джума:

Среди них и христианка одна была?

Дмитрий Микульский:

Была, по крайней мере одна, которую звали Мария. Она, собственно, была не жена, а наложница. Ее пророку Мухаммеду, уже когда он был в полной силе и глава мусульманской общины, ему прислал ее вместе с ее сестрой Сирин в подарок, были такие времена, правитель Египта , известный под именем Мукаукис. Скорее всего, это был Патриарх Александрийский, коптского вероисповедания, глава коптской церкви, которая до сих пор в Египте живет и здравствует. Она родила ему другого мальчика по имени Ибрахим, тоже очень любимого пророком, но тоже он умер года в три. Умер мальчик, солнце закатилось, все мусульмане стали горевать, говорить: солнце закатилось из-за того, что умер Ибрахим. Пророк вышел и говорит: нет, неправда, не из-за этого оно закатилось. Оно по воле Аллаха закатилось. Что сделаешь? Ну, умер ребенок, ничего не попишешь. По воле Всевышнего. Долго они прожили. А вообще пророк очень любил уединяться. Он был хоть и хваткий человек, но в то же время мечтательный. Вот он любил по ущельям разным ходить.

Аббас Джума:

Отшельническая жизнь.

Дмитрий Микульский:

Хотелось ему иногда уединиться.

Аббас Джума:

Как и дед его, кстати.

Дмитрий Микульский:

Естественно. Да, видимо, это у них как-то генетически было. Ну, характер передается же. Не только внешние данные. Ну вот, и однажды, когда он так уединился, явилась перед ним некая великая фигура. И это оказался архангел Джабраил, или Джибрил. То есть у христиан и иудеев – Гавриил. Который, собственно, известил пророка о том, что он пророк и посланец Божий. Аллах на самом деле по-арабски – это Бог. Это не какой-то особенный бог, это тот самый бог, которого и христиане почитают, и иудеи.

Аббас Джума:

В Египте копты тоже говорят «Аллах акбар».

Дмитрий Микульский:

Не только копты. Вообще все христиане арабского мира, когда служат, говорят: «Аллах акбар». Священник ходит, кадит, это я сам видел, слышал. Так что это просто вот такой арабский способ называния верховного существа – владыки вселенной и создателя ее. И стали с тех пор пророку Мухаммеду ниспосылаться некими порциями, можно сказать так, отрывки священного мусульманского писания – Корана. Согласно мусульманскому вероучению, Коран предвечен, не создан. Вот как? А вот так. А вот как Святая Троица существует, так и существует. В это надо верить. Вот и мусульмане верят в то, что Коран предвечен. Какая-то часть его, не весь этот Коран, который сам по себе необъятен и вообще непознаваем, вот она и была ниспослана пророку Мухаммеду на ясном арабском языке. Для того, чтобы его окружение его прекрасно понимало. Ну и стал он эти ниспосланные ему отрывки Корана – Священного писания – наизусть сообщать своим родственникам, соседям и так далее. Первоначально над ним смеялись. Но постепенно стали люди к нему прислушиваться.

Аббас Джума:

Первоначально он это делал тайно. Привлекал людей в эту религию.

Дмитрий Микульский:

Ну да, конечно.


В исламе не изображают людей. Поэтому портретов Мухаммеда не существует. Только в виде письменных упоминаний. На этой каллиграфической надписи зашифровано: "Мухаммед- посланник Аллаха"

Аббас Джума:

Язычники были достаточно жесткие.

Дмитрий Микульский:

Очень жесткие. Первой, считается, уверовала Хадиджа. И Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат пророка, который воспитывался в его доме. А также его раб, невольник Зейд ибн Хариса. Очень близкий ему человек, который был впоследствии его секретарем, писцом. Ну, потом и другие появились последователи. Вот эти последователи, такие как один из дядьев пророка Мухаммеда Хамза – знаменитый богатырь и охотник, вообще силач первейший. И Осман, и Умар ибн Хаттаб, который был замечательным купцом, караванным торговцем.

Аббас Джума:

Абу Бакр.

Дмитрий Микульский:

Вот такого рода люди вокруг Мухаммеда стали сплачиваться. И бедняки тоже, и рабы, и многие другие люди. Так что вот эти сторонники пророка Мухаммеда и были первыми его, по-арабски называемые асхабы – друзья или сподвижники. Покровительствовал пророку Мухаммеду его дядя Абу Талиб, отец Али ибн Абу Талиба. А дед-то уже умер к тому времени, конечно, пожилым человеком.

Аббас Джума:

И передал Абу Талибу шефство над пророком.

Дмитрий Микульский:

Поскольку Абу Талиб был среди курайшитов человек уважаемый, то особенно пророка Мухаммеда и не притесняли. Ну, собираются там какие-то люди, ну и бог с ними. А вот когда умер дядя, понимаете, уже тут плохо пришлось.

Аббас Джума:

Он его всю жизнь защищал от всех опасностей, берег пророка. Несмотря на то, что сам был язычником.

Дмитрий Микульский:

Аббас Джума:

Отказывался принимать ислам, хотя пророк на этом настаивал.

Дмитрий Микульский:

Как говорится, не судьба ему была. Но он, с одной стороны, просто ценил своего племянника как человека незаурядного, а вообще он считал необходимым своего сородича защитить.

Аббас Джума:

Была еще такая история, что, странствуя в Сирию , они наткнулись на христианский храм, где монах сказал: «Береги его, от него многое будет зависеть».

Дмитрий Микульский:

Вот именно. Да, это было в городе Босра, где располагается римский амфитеатр, сделанный из черного базальта.

Аббас Джума:

Пророку снизошла религия от архангела Джабрила, по-нашему – Гавриила. Он начал сплачивать вокруг себя народ. Привлекать в ислам, в истинную религию все новых и новых последователей. Но вот произошло такое, на самом деле горькое, я думаю, явление, как притеснение мусульман в Мекке. И пророк вынужден был бежать в Медину . Этот момент называется Хиджра – переселение. Отсюда и летоисчисление идет по Хиджре – первый год лунного календаря.

Дмитрий Микульский:

Совершенно верно.

Аббас Джума:

Расскажите, что подвигло пророка и его последователей на такой радикальный шаг?

Дмитрий Микульский:

На самом деле обстановка все более и более накалялась. Так что первоначально даже часть мусульман совершила первую так называемую хиджру, незначительная их часть относительно уехала в Эфиопию – Абиссинию, к христианскому тамошнему царю, который отнесся к ним весьма благосклонно и им покровительствовал. Но курайшиты – язычники – уже так обозлились на Мухаммеда, что покушались даже уже его убить. Они собрались и замыслили, что они его убьют. И, согласно мусульманскому историческому преданию, даже не своей только волей и замыслом, но и сам сатана в их среду затесался под видом старца одного, странника, говорит: вот давайте Мухаммеда убьем лучше, чего вы с ним разбираетесь, лясы точите, и дело с концом.

Аббас Джума:

Причем представители всех племен договорились.

Дмитрий Микульский:

Да, всех родов, они взяли кинжалы, ножи, решили: вот зайдем к нему и его убьем. Пророк был чудесным образом об этом извещен. Поэтому он скрылся в пещере. Они вместе с Али в пещере, которую в Мекке до сих пор показывают, скрылись. А другие мусульмане уже ушли в Медину. Договорились с жителями того города, тоже очень важного на Аравийском полуострове, о том, что они принимают пророка в качестве руководителя их общины и вероучителя. И приехал пророк туда. И стали эти мусульмане, его сподвижники мекканские, там жить-поживать. Вот те, которые вместе с пророком совершили эту самую хиджру, они стали называться мухаджиры. Люди, совершившие хиджру, люди, совершившие исход. Вообще в мусульманском мире и до сих пор эти самые мухаджиры – первейшие сподвижники пророка Мухаммеда – очень почитаются, потому что полагают, что они порвали родственные связи, бросили дома ради веры в Бога. Это ведь очень сложно.

Аббас Джума:

Всю жизнь наживали добро…

Дмитрий Микульский:

Все побросали, ушли. Вот насколько надо было доверять своему духовному руководителю, чтобы пойти на это. Вот стал пророк Мухаммед организовывать жизнь этой общины. А она была непростая, жизнь-то. С одной стороны – мухаджиры, с другой стороны – мусульмане мединские, ансары, его сподвижники, помощники. А все вместе они – асхабы, сахабы, тоже сподвижники.

Аббас Джума:

Последователи.

Дмитрий Микульский:

Обе группы сюда относятся, более широкое понятие. Но часть мединцев занимала выжидательную позицию. Смотрели с прищуром на пророка Мухаммеда: что, мол, такое он пришел, что он тут это вот проповедует, не совсем понятно. Вот их пророк Мухаммед называл мунафикун – лицемеры. А еще там были иудеи, значительная иудейская община, два племени иудейские – Бану-Кайнука и Бану-Надир. Как они там оказались – неизвестно. То ли мигрировали из Палестины , то ли это были арабы, каким-то образом принявшие иудаизм. В общем, по образу жизни они были те же самые арабы. Но со временем оказалось, что они занимают крайне враждебную позицию относительно пророка. И пришлось пророку их изгнать. Одних вообще даже в рабство продать, их имущество захватить, а других изгнать. Они так себя вели, ничего не попишешь. Хотя, в принципе, пророк считал себя продолжателем пророчеств, которые были ниспосланы иудеям и христианам. То есть обвинять его в антииудаизме или в антисемитизме, в антихристианстве бессмысленно. Это невероятно по сути дела. На самом деле сам я, не будучи мусульманином, я исламовед, должен сказать, что в арабском мире и вообще в мусульманском мире сложилось очень терпимое отношение к последователям других религий. Например, я недавно побывал в Катаре , там вот там таксиста встретил индуиста. Спросил у него: а вам кто-то мешает вашу религию исповедовать и практиковать? Нет, говорит, никто не мешает. У нас и храм свой есть, и всё на свете.

Аббас Джума:

А если мы говорим о христианах, так вообще Иисус упоминается чаще, чем кто бы то ни было, в Коране. И Дева Мария.

Дмитрий Микульский:

Конечно.

Аббас Джума:

С какого этапа пророк стал фигурой в политическом плане весомой? Когда он стал авторитетом, с которым необходимо было считаться?

Дмитрий Микульский:

Вообще нужно сказать, что, переселившись в Медину, пророк уже мыслит себя не только духовным главой, но и главой политическим. Потому что он старается согласовать интересы тех групп, о которых я говорил, которые населяли Медину. Но авторитета у него пока было немного.

Аббас Джума:

А с какого этапа…

Дмитрий Микульский:

После того, как он одержал решительную победу над курайшитами, над мекканцами при Бадре, при местечке Бадр, захватил богатую добычу, вот тут все мединцы и многие бедуины кочевавших рядом племен стали относиться к нему с великим почтением. Полагая не без оснований, что за такого рода удачливым военачальником, который малыми силами может одолеть большое войско…

Аббас Джума:

Три сотни против тысячи.

Дмитрий Микульский:

Вот именно, втрое их было больше. За ним стоит великий помощник. И нужно сказать, что в мусульманском мире до сих пор полагают, и, в общем, не без оснований, что пророк Мухаммед был автором одной из первых в мире конституций. Ибо он создал, продиктовал или написал, бог его знает, некий документ, который как раз регулировал взаимоотношения между представителями различных общин в Медине. Мол, это конституция. Так – не так, по-разному можно смотреть, но, безусловно, это был чрезвычайно мудрый государственный шаг. Были потом и поражения, но больше было побед. И над курайшитами, и над враждебными бедуинами. Нужно отметить, что пророк Мухаммед действовал всегда не столько кнутом, сколько пряником. Как именно мудрый политик, как человек, умевший договариваться с людьми, которые порою имели другое мнение, как человек, который предпочитал миловать, а не казнить.

Аббас Джума:

Очень гибкий политик.

Дмитрий Микульский:

Да. И такая его мудрость – человеческая и, может быть, сверхчеловеческая – и привлекала к нему сердца очень многих людей. И, безусловно, в конечном итоге, собрав уже большое войско, пророк Мухаммед подошел к Мекке, которая капитулировала, пустила в свои пределы пророка Мухаммеда и его сторонников, всех его воинов. Они совершили паломничество. Он опять-таки подавляющее большинство людей помиловал, объявив, что кто в дому остается, тот в безопасности пребывает.

Аббас Джума:

То есть людей обращали в религию не столько с помощью силы, как это та же Османская империя уже потом, через века делала, а через помилование, через доброту, через милосердие?

Дмитрий Микульский:

Конечно. Надо сказать, что при всем при том кровавые преступления османов сильно преувеличены. В особенности на первых этапах.

Аббас Джума:

Это отдельный разговор. Какова была политическая роль в дальнейшем, и какие территории были под влиянием мусульман в самый расцвет правления, если можно так сказать, Мухаммеда?

Дмитрий Микульский:

Нужно сказать, что после этого пророк Мухаммед вернулся в Медину, которая явилась уже теперь столицей его государства. Государства довольно обширного. Он был уже не просто глава религиозной общины, он был глава государства. В него входили Медина, Мекка, территории Хиджаза. Был ряд территорий на Аравийском полуострове, которые номинально признавали его власть. К нему прибывали депутации. В частности, из Йемена даже пришли тамошние знатные люди, выразили свою покорность и желание принять ислам. Вожди крупнейших племен также прибывали к пророку Мухаммеду и объявляли о присоединении к его общине. Можно сказать, что северо-запад Аравийского полуострова оказался фактически под его властью.

Аббас Джума:

Он же входит и в Палестину.

Дмитрий Микульский:

В Палестину пророк Мухаммед посылает экспедиции. Причем первая экспедиция закончилась поражением мусульман. Мусульмане погибли в битве при местечке, которое называется Мута . Там, в частности, один из братьев Али ибн Абу-Талиба Джафар погиб. Пророк Мухаммед сказал, что за эту гибель мученическую Аллах дарует ему два крыла, и он будет летать в раю, куда ни захочет. Поэтому он стал называться Джафар ат-Тайяр. Один из его потомков живет в Москве . А в свое время там был целый квартал в Медине, который был населен потомками Джафара ат-Тайяра. Наверное, и сейчас так оно и есть. Многие видные мусульмане до сих пор считаются и, наверное, есть потомками ансаров, то есть потомками сподвижников пророка Мухаммеда. В мае прошлого года мне довелось побывать в городе Джидда , я там познакомился с одним молодым человеком родом из Медины, по фамилии Аль-Ансари. Он ведет свой род от одного из сподвижников пророка Мухаммеда. Другие сподвижники во время арабо-мусульманских завоеваний ушли даже в мусульманскую Испанию – андалусы . Внесли решающий вклад в становление арабо-испанской культуры. А потом под давлением христианской реконкисты они стали уходить на север Африки . И до сих пор составляют там культурную элиту. Это и писатели, и архитекторы, и государственные деятели.

Аббас Джума:

Но при том, что уже, условно говоря, фундамент-то был во время хиджры первой в Абиссинию.

Дмитрий Микульский:

Конечно.

Аббас Джума:

Определенное укоренение в Африке произошло.

Дмитрий Микульский:

Да, безусловно. Хотя большинство, если не все мусульмане из Абиссинии вернулись. Вообще первые халифы, то есть преемники пророка Мухаммеда на посту руководителя мусульманской общины, они были его сподвижники. Это были мухаджиры.

Аббас Джума:

Давайте немножко подробнее о сподвижниках. Это люди, которые передавали хадисы. Все, что сегодня мы о пророке знаем, это с их слов.

Дмитрий Микульский:

Аббас Джума:

Насколько велика была их роль в политическом смысле, в культурном и религиозном?

Дмитрий Микульский:

Я думаю, что это была самая большая роль – роль решающая. Дело в том, что эти люди знали лично пророка Мухаммеда. Они пользовались в связи с этим чрезвычайно высоким уважением. Они помнили его речи. Многие помнили наизусть Коран. Потому что они слышали его от пророка Мухаммеда. Ведь первоначально спорадически лишь записывался Коран. И он в основном хранился в умах, в памяти так называемых курра – чтецов, которые во время арабо-мусульманских завоеваний уходили вместе с контингентами воинов и воодушевляли их, читая им Коран. Эти люди собирали и помнили предания прозаические о пророке Мухаммеде, так называемые хадисы. В основном высказывания, касающиеся различных сторон жизни мусульманской общины. А также были и исторические сугубо предания о деяниях пророка Мухаммеда, на основе которых впоследствии сложилась «Сира» – то есть жизнеописание пророка. Его биография. Первая из дошедших до нас была составлена в восьмом веке. Потом переработана в девятом веке. И вот является образцовым сочинением в этом роде. Двое наших арабистов московских – член-корреспондент Академии наук Дмитрий Владимирович Фролов и академик Александр Борисович Куделин – вот они много сил потратили на ее изучение и переводят отдельные ее части. Бог даст, издадут и целый академический перевод «Сиры», что было бы для нас всех очень важно и знаменательно. Действительно, впоследствии из семей сподвижников пророка Мухаммеда происходили очень многие мусульманские ученые и историки, и религиозные деятели.

Аббас Джума:

То есть это – элита во всех смыслах этого слова.

Дмитрий Микульский:

Действительно, это мусульманская элита. Например, мой любимый мусульманский автор Мас’уди, историк замечательный, вот считается, что он тоже был потомком одного из сподвижников пророка Абдаллаха ибн Масуда. Поэтому у него и фамилия такая. Потомки сподвижников пророка и до сих пор, осознавая свою миссию, занимают весьма видные позиции в культуре многих мусульманских стран, не только арабских. Потому что поселились их предки во всех концах мусульманского мира.

Аббас Джума:

Надо сказать, что еще очень много хадисов дошло до нас чисто бытовых. Казалось бы, до самых мелочей дошли до нас подробности некоторых моментов жизни пророка. Вплоть до того, как он кольцо надевал, как он брился, как он говорил.

Дмитрий Микульский:

Зубы чистил.

Аббас Джума:

И очень многие фанатично это все собирали. Тот же Хурейра более пяти тысяч хадисов самолично написал. Удивительные люди. И удивительный человек был пророк Мухаммед. Хотелось бы поговорить об Абу Бакре и о начале халифата. Насколько вы считаете этот момент истории важным? Халифат образовался при жизни или после пророка?

Дмитрий Микульский:

Мне хотелось бы сказать в связи с этим, что, действительно, образование халифата – это важнейший политический акт в истории мусульманского мира. Таким образом сложилась та форма политическая, которая в течение весьма долгого времени была главенствующей для всех мусульман. Когда умер пророк Мухаммед, это была на самом деле очень большая трагедия и сильный удар для мусульман. Многие думали, что он не умрет никогда, хотя сам пророк всегда подчеркивал, что он человек смертный и чудес не творит, ничем не отличается от остальных. И он смертен. И болел. К этому, к сожалению, дело шло. Как бы то ни было, решили устроить так, что общину возглавит один из его близких сподвижников мухаджир Абу Бакр. Был он человек весьма благочестивый и тоже мудрый политик. При нем, когда пророк умер, многие бедуины решили, что все, ислам кончился, отказались от ислама, перестали налоги платить. Он их сумел усмирить. И его преемники на этом посту в основном вели себя очень достойно. Согласно мусульманскому вероучению, которое поддерживает большинство мусульман, халифом может быть лишь соплеменник пророка – выходец из племени курайши. А лучше – хошимит. Что касается учения о том, что якобы халифом может быть кто угодно, этого придерживается одна из экстремистских сект. Так что, думается мне, в современном политическом дискурсе попытки установления халифата в богословском отношении неосновательны.

Аббас Джума:

Мы на этом и закончим. Спасибо вам огромное.

«Новая газета» оклеветала известного российского журналиста-международника, сотрудника «Комсомольской правды» Аббаса Джуму , выставив его одним из соорганизаторов роковой поездки Александра Расторгуева , Орхана Джемаля и Кирилла Радченко в Центральноафриканскую Республику. Подробности - в материале Федерального агентства новостей .

В статье «Новой газеты» «Убийство в ЦАР: «Русские журналисты имели при себе оружие?» от 17 августа сообщалось, что Расторгуев, Джемаль и Радченко узнали о фиксере (наемный координатор журналистов на месте событий. - Прим. ФАН) Мартине от военного корреспондента ФАН Кирилла Романовского . При этом сотрудники «Новой» подчеркнули, что о самом Романовском сотрудники ЦУР («Центр управления расследованиями»), готовившие поездку в африканскую республику, узнали как раз от Аббаса Джумы.

«Самого Романовского редакции «ЦУРа» порекомендовал сирийский журналист Аббас Джума, пишущий статьи в прокремлевские издания, в том числе «Комсомольскую правду». Джума охарактеризовал Романовского как человека, имеющего обширные связи в Сирии и других горячих точках», - говорится в материале.

Однако проблема заключается в том, что такой подачей сотрудники «Новой газеты» не просто сделали Джуму причастным, а практически назвали его одним из соорганизаторов командировки, хотя последний о ней ничего не знал.

«Все знают, что произошло в Центральноафриканской Республике: там погибли наши коллеги, и впоследствии выяснилось, что эту командировку организовывала редакция Ходорковского. И организация этой поездки была крайне безалаберной и непрофессиональной, с подлогом, с левыми картами и т. д. Все видели, как они искали фиксера, видели весь тот наивняк, с которым готовились к поездке.

Казалось, что люди едут на какой-то курорт, а не в одно из опаснейших мест в мире. Ну и представьте мое удивление, когда ко мне начали обращаться люди, сначала один, потом второй, и спрашивать: а ты чего, советовал кого-то? А как так? Я вообще не понимаю, о чем речь. А потом выяснилось, что «Новая газета» написала, будто я порекомендовал редакции Ходорковского - Кирилла Романовского, вашего сотрудника», - рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей Аббас Джума.

Журналист «Комсомольской правды» утверждает, что не мог передать контакт военкора Федерального агентства новостей сотрудникам ЦУР, так как не знал о готовящейся командировке в Африку. Однако сотрудники «Новой газеты» не захотели или намеренно не стали этого указывать в своем материале.

««Суть претензии в том, что я не помню, чтобы мне кто-то представлялся редакцией Ходорковского. Кроме того, я не знал о готовящейся поездке журналистов в ЦАР», - продолжает Джума.

Собеседник ФАН, если бы к нему обратились за помощью по Центральноафриканской республике, не стал бы давать контактов Романовского.

«У меня Романовский ассоциируется исключительно с Сирией и Ираком. Допускаю, что в какой-то частной беседе, не представляясь редакцией Ходорковского чтобы меня не спугнуть, кто-то у меня поинтересовался: а вот знаю ли я какого-нибудь военкора? И я мог в таком контексте, и только в таком контексте сказать про Романовского. Но этого же не было прописано в тексте», - говорит журналист «Комсомольской правды».

В итоге материал «Новой газеты» видится Аббасу Джуме порочащим достоинство и деловую репутацию. Он уже писал в редакцию «Новой» с просьбой поправить текст или изменить формулировку, однако его обращение так и осталось без ответа.

«Признаюсь честно, не сильно слежу за работой «Новой газеты», но то, что я видел - достаточно ангажировано. Ну, бог им судья, я не хочу их работу как-то осуждать, но конкретно данный текст, которой меня касается, он составлен непрофессионально. Повторяю, складывается впечатление, что они хотели опорочить мое имя. Не даром они акцентируют внимание на том, что я прокремлевский журналист «Комсомольской правды», - заключил Джума.

В итоге наш коллега обратился за профессиональной юридической помощью в «Центр правовой поддержки» в надежде как-то повлиять на ситуацию и на руководство «Новой газеты».

Напомним, 30 июля в Центральноафриканской Республике были убиты россияне Кирилл Радченко , Александр Расторгуев и Орхан Джемаль , нанятые «Центром управления расследованиями» (ЦУР) Михаила Ходорковского . Как стало известно, журналисты ЦУР прибыли для съемок документального фильма о работе в ЦАР по договору с ООН российских военных инструкторов, однако они не стали получать журналистскую аккредитацию и имели статус туристов.

А так как россияне не ставили местные власти в известность о своем прибытии, правительство в Банги не обеспечивало прибывшим должного уровня безопасности. Поездка закончилась трагедией.

– Разговоры о событиях в Сирии сегодня не сходят со страниц газет и с экранов, но насколько российские политологи, например востоковед Евгений Сатановский, разбираются в сирийской ситуации?

– Евгений Янович – мой хороший знакомый, и я его очень уважаю. Причём с ним мы общаемся не только на тему сирийского конфликта. Я считаю, что на сегодняшний день Сатановский – один из самых компетентных специалистов по Ближнему Востоку. Это тот редкий случай, когда в одном человеке сошлись харизма, природный ум, осведомленность и большой личный опыт. В России немало таких профессионалов, правда, большинство из них люди непубличные. Как правило, это выпускники МГИМО, работники МИД. Так что у нас в России с опытными специалистами в этой сфере дела обстоят очень хорошо.

– Вы сказали «у нас в России»?

– Россия – моя Родина. Но и Сирию я считаю родной. Когда я говорю с сирийцами, я думаю по-арабски, а когда общаюсь со своей русской женой Светланой (к слову, тоже журналисткой, мы учились вместе) – я думаю и говорю по-русски. Но я отличаюсь от чисто русского человека тем, что пределы моего государства несколько шире, чем Россия. Они граничат с Сирией.

– Аббас, расскажите в нескольких словах о вашей семье: откуда вы родом, кто ваши родители?

– Я родился в Москве. Отец из Сирии, из Латаки, из знатного религиозного рода. Мама – русская, москвичка, девичья фамилия Нарышкина. После рождения я жил немного в России, затем уехал в Сирию, там окончил школу, затем снова приехал в Москву, доучиваться и работать. И сейчас тружусь на благо
Отечества!

– Ваши труды (публикации, выступления) действительно известны многим, а что насчёт отдыха? Как вы отдыхаете?

– Мы с женой киноманы: не пропускаем ни одной новинки. К сожалению, хороших российских фильмов нам попадается немного, вот советское кино было – другой разговор! Хотя фильмы про
войну в России и сейчас хорошо снимают. Ещё мы читаем. Я предпочитаю классику. Недавно подарили Чернышевского «Что делать?», в своё время мне прочитать книгу не довелось, а вот сейчас дошли руки. Но в основном я изучаю глубокую аналитику на нескольких языках, просматриваю закрытые источники и сводки. То есть осваиваю всё то, что нужно мне для профессиональной деятельности.

Свободного времени на спортзал или бассейн у меня нет. Порой приходится работать без выходных и допоздна. К счастью, моя работа стимулирует мой мозг, например, как я уже ответил, она предполагает чтение. Так что в известном смысле моя работа и есть мой досуг. Жена порой ворчит, что я много времени уделяю работе, но на самом деле она рада, что я рядом. Ну а я как мужчина должен досконально и тщательно делать своё дело и по возможности спасти мир (смеётся).

– Чтобы завершить тему отдыха, замечу, что мы, крымчане, считаем: отдыхать надо в Крыму. А вы бывали на нашем полуострове?

– В Крыму я был лет шесть назад. Помню, что меня у вас обозвали москалём. В каком-то узком месте я столкнулся с толстой женщиной. Она была настолько объёмная, что не столкнуться с ней было невозможно. Толстуха пренебрежительно посмотрела на меня и прошипела на мове: «Понаехали, москали!» Ещё мне запомнилась сценка в ялтинском «Макдоналдсе», на набережной. В длиннющей очереди стояла семья, видимо, из украинской глубинки. Жена всё порывалась уйти, а муж грозно её приструнивал: «Стой! Уже скоро. Когда ты ещё в «Макдоналдсе» пожрёшь?» Мне почему-то стало страшно и стыдно.

А вообще Крым прекрасен! Это особая природа, погода, вкусная еда, красивые люди. Я очень рад, что мы теперь единая страна, и в ближайшее время мы с женой обязательно побываем в Крыму. В российском Крыму!

– Аббас, вернёмся к разговору о Сирии. Отрадно, что наши политологи знают её очень хорошо. Но для среднестатистического россиянина Сирия – это что-то из сказок «Тысяча и одной ночи». Расскажите вкратце о стране. Насколько она самодостаточна, например?

– Сирия была и остаётся самодостаточной страной. Несмотря на то, что она почти разрушена до основания, в ней всё равно лечат людей, работают школы и суды, во всех институтах идут занятия. Если вы приедете в город, откуда только что ушли террористы, то увидите, что уже работают кафе, люди спокойно курят кальян, молодёжь развлекается на танцполах и кто-то играет свадьбу. Не это ли один из показателей стойкости и самодостаточности страны? Мы не клянчим у мировой общественности, как это делает Украина. Тот же Порошенко – как попрошайка с протянутой рукой в переходе. А вот Асада никто не видел, чтобы он что-то у кого-то выпрашивал. Конечно, нам сейчас помогают, помощь в нашем положении совсем не лишняя: из России гуманитарка пошла, Запад что-то суёт…

– Каков политический срез сирийского общества, что из себя представляет оппозиция?

– В Сирии у каждого своя оппозиция. США выделяет т. н. вооружённую оппозицию. Кто-то отмечает «умеренную оппозицию», но и она бывает вооружённой. Я знаю оппозиционеров, уже и на Асада согласных: для них главное – остановить войну, и, если это сделает Асад, они не будут возражать. Каков политический срез общества сейчас, я не знаю: около 150 вооружённых группировок считают себя оппозицией. ИГИЛ можно назвать оппозицией или Джабхат ан-Нусра? В известном смысле – да. Курды тоже оппозиция. С большей уверенностью можно сказать, кто есть власть и что есть власть. На остальные же вопросы проще будет ответить, когда война закончится, когда осядет вся эта политическая пыль. Тогда вы мне позвоните и мы поговорим.

– А что за люди сирийцы?

– Сирийцы, особенно живущие на побережье, очень похожи на русских. Так, жители Тартуса и Латакии похожи и широтой души, и даже специфическими шутками. Многие русские шутки переведены на арабский язык и хорошо воспринимаются в этих городах. У меня есть друг Али из Тартуса. Мы с ним часто говорим о русском менталитете, я ему регулярно перевожу некоторые специфические моменты русского юмора, русской культуры, и он удивляется: мол, как мы похожи с русскими! К слову, и выпить сирийцы любят – русская водка там в чести.

– Знакомы ли сирийцы с русской литературой?

– Толстой, Чехов, Достоевский переведены на арабский язык, и их охотно читают. У меня был опыт, когда я учился в университете, переводил по просьбе преподавателя арабским студентам «Собачье сердце». Я столкнулся со многими сложностями в процессе перевода. Например, долго мучился, как перевести на арабский «Полиграф Полиграфович». Уже не помню, как выкрутился… Но как пояснить, что этот роман метафоричен, что в образе Шарикова имелся в виду худший образчик советского человека? Не все поняли эту аллюзию. Для того чтобы вникнуть, должно быть более полное погружение в русскую историю и культуру.

– Как сирийцы относятся к русским и президенту России?

– Для многих сирийцев русские и Путин – синонимы. Но, если сказать, что все сирийцы любят Путина и русских, это будет не совсем правдой. Есть сирийцы, ненавидящие Россию. Они считают русских лётчиков убийцами. Эти ненавистники – террористы, на чьи головы сыпались российские бомбы. Но это маргинализированная часть сирийского общества. В основном сирийцы воспринимают русских как освободителей. Русские – это люди, спасшие сирийский народ от погибели. Ещё вот-вот – и всех мирных сирийцев могли бы перерезать. Но вдруг «прилетел волшебник в голубом самолёте» и обрушил бомбы на головы бандитов! Как по-другому можно относиться к людям, безвозмездно спасшим вашу жизнь? Поэтому многие относятся к Путину как к Спасителю, как к Мессии. Буквально молятся на Путина.

– Войну в Сирии приостановили мирные инициативы России. Насколько они реально воплотимы?

– Российские мирные инициативы – это не политический трюк, но и не идеальный план (идеального плана в такой ситуации, наверное, быть не может). Конфликт и серьёзный, и затяжной. Но даже в таком виде перемирие, безусловно, спасение. Относительное спасение. Война, конечно, не прекращалась. Но никто не замахивался на деэскалацию конфликта. Россия этим умным политическим шагом отодвинула реальную угрозу начала Третьей мировой, ни больше ни меньше.

– Американцы стращают Сирию своим планом Б. Что это за план?

– Возможно, такой план и существует. Теоретически. Что стоит Америке, к примеру, снова начать помогать террористам, а ЦРУ – сливать секретную информацию боевикам о дислокации наших самолётов, тех или иных объектов? Но, скорее всего, план Б – это попытка показать мировой общественности свою силу. Былую силу. Дескать, от решения американцев зависит всё на планете. Ещё вчера они говорили, что Россия – «региональная держава». А сегодня они обращаются к России за помощью и идут у России на поводу. Конечно, это бьёт по самолюбию янки. Вот они своим планом Б и хотят доказать, что готовы якобы повернуть ситуацию, как им вздумается.

– Несколько раз вы принимали участие в передачах Владимира Соловьёва. Что эти передачи для вас – любопытное времяпрепровождение, хобби или нечто большее?

– Как журналист я понимаю, насколько это высокая трибуна: самое популярное федеральное шоу в стране! Я отдаю себе в этом отчёт, тщательно готовлюсь. Очень благодарен Владимиру Рудольфовичу за приглашение, за то, что даёт возможность выразить мне свою позицию. Причём со мной никто ничего не согласовывает, не призывает, чтобы я выступал в определённом русле. С меня никто не берёт денег, никто их не даёт. Меня просто приглашают на передачу. Участие в программе – возможность, которую я использую и за которую я благодарен. Кстати, это лишний раз подтверждает, что в России есть свобода слова.

– Аббас, коллеги по СМИ называют вас специалистом по информационной войне. Как вы относитесь к высказыванию известного фантаста Роберта Шекли: «В информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой, а лжец может нести всё, что угодно»?

– Я не согласен с Шекли, хотя и не знаком с этой цитатой. Мне кажется, правдой можно и нужно пользоваться. И только правда победит! Да, это сложнее, но честным людям всегда жить непросто. Практика холодной войны показывает, что правда доходит медленнее, ей верят в последнюю очередь и к голосу разума прислушиваются неохотно. Но если она «выстреливает», рано или поздно попадает в цель! Врать же можно долго и успешно, но, если однажды уличили во лжи, уже не отмыться. Поэтому надо действовать только правдой, пусть тяжело, зато наверняка! Приведу один пример. По сирийскому оппозиционному телеканалу показывали окровавленного ребёнка, якобы затравленного Асадом, попавшего под его бомбы. Но, к счастью, борцы за правду в считанные минуты оказались на месте репортажа и действительно нашли окровавленного мальчика. Ребёнок просто упал с велосипеда!

– Значит, продолжим говорить правду. Расскажите ещё о Сирии, ставшей местом, на котором сошлись интересы многих государств. Как мировые державы влияют на ситуацию в стране?

– Я не максималист, но в данном случае это влияние я разделяю на Добро и Зло. Добро – это Россия, Иран. А Зло – США, Саудовская Аравия, Турция. Когда мне говорят, что эта позиция слишком плакатная, без полутонов, я отвечаю, что вещи надо называть своими именами. К примеру, что сделала для Сирии Россия? Почему я называл её стороной Добра? Она дважды спасла страну от полнейшего краха! Первый раз, когда она подсказала провести в Сирии химическое разоружение, что предотвратило вторжение Америки на территорию страны. И второй раз, когда Россия предложила нынешнее перемирие, в то время как у границы стояли солдаты Турции и Саудовской Аравии.

– Некоторые западные политологи пророчат распад Сирии. Ваше мнение по этому вопросу?

– Распада не будет. Вероятно, произойдёт перекраивание, переиначивание, переделывание. Да, той Сирии, образца 2005 года, к примеру, уже не станет. Но Сирия не превратится в раздробленную на несколько государств территорию. Даже широкая курдская автономия по типу того, что сделали в Ираке, не раздробит, а в какой-то мере укрепит государство. Курды, получив землю и вооружение, создадут вдоль границы с Турцией буферную зону и естественным путём исключат любые угрозы со стороны Анкары.

– Поговорим о Башаре Асаде. Как сирийская интеллигенция относится к президенту?

– По теории Анатолия Вассермана (к слову, я с ним хорошо знаком), последующий пласт интеллигенции всегда хуже предыдущего. Поэтому сравнивать российскую интеллигенцию XIX века с нынешней (Латынина, Венедиктов и т.п.) бессмысленно. Эта не та интеллигенция, на которую можно и нужно опираться. В Сирии тоже немало людей подобного плана. Пожалуй, яркий образ настоящей интеллигенции, её лицо в Сирии – это сам президент, его жена, семья, дети. То, как они общаются, ведут дела как и личные, так и политические.

– С интеллигенцией понятно, а как народ относится к cвоему президенту?

– В контексте войны «сирийский народ» – понятие очень неоднородное. Это раздробленная на интересы, сферы деятельности, политические воззрения и т. д. масса людей. Поэтому говорить однозначно о сирийском народе я бы не стал. Во всяком случае, сейчас, до выборов. А выборы вот-вот, но я предполагаю, что большая часть сирийцев, а это процентов 70%, поддержит действующего президента. Напомню, что основное население страны сконцентрировано в городах-миллионниках, самых значимых городах Сирии: Идлиб, Алеппо, Дамаск, Латакия, Тартус, Хомс.

А вот в Эр-Ракке (столице запрещённого в России ИГИЛа) народ, скорее всего, не будет поддерживать Асада: они уже сделали свой выбор в пользу Аль-Багдади. На севере, где проживают курды, не испытывающие особой любви к Асаду, тоже свои варианты и главная цель – создание курдской автономии. Война, как бы это ни звучало цинично, расставила все точки над «i» – вскрылся болезненный нарыв, и сразу стало ясно, кто есть кто и как в дальнейшем действовать. То, что происходит в Сирии, – это не гражданская война, а уже война мировая. Гражданская война – на Украине: там две воюющие стороны. А Сирия – это такой гордиев узел, где сплелись интересы многих стран – Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Турции, США и даже России.

– В одном из интервью вы сказали, что Асад напоминает Сталина. Откуда такое сравнение?

– Речь, вероятно, шла об Асаде-старшем. Он действительно напоминает Сталина своим репрессивным инструментарием, вспомним 1982 год – Хама. Но все эти жёсткие меры были приняты по необходимости. Я считаю, что Хафез Асад был более справедливым, чем Сталин, но при этом у него также была жёсткая рука и он безжалостно расправлялся с врагами народа, коими в конце семидесятых были «Братья-мусульмане». Да, тогда был тоталитаризм. И я никогда не утверждал обратного. Не было свободы слова, но при этом народ жил хорошо, это была цветущая страна. Сейчас часто в Сирии вспоминают времена «диктатуры» и слезами умываются. Говорят, как было хорошо, мечтают вернуться в восьмидесятые – время стабильности и изобилия. А сейчас что? Демократия…

– Почему Западу не нравится Башар Асад?

– Я не сторонник теории, что кто-то кому-то не нравится лично. Асад, Каддафи, Бен Али – это разные по характеру, по темпераметру, по способу управления лидеры. Каддафи нельзя с Асадом сравнивать – они разные люди. Общее же в них то, что они не нравятся своей несговорчивостью и нежеланием спустить флаг. Асад не нравится тем, что он, как в Бахрейне или Саудовской Аравии, по щелчку чужих пальцев не собирается размещать в Сирии натовские военные базы, прокладывать нефтяные трубы и не торопится идти по пути, указанному Западом. И это притом что у президента не такой сильный характер, как у его отца: Башар – врач-окулист, не помышлявший о власти. Но после гибели брата он принял бразды правления этой непростой страной. Несмотря ни на что, Башар перенял линию отца, в том числе антизападную, антиимпериалистическую ориентацию. Конечно, это не нравится тем, кто «творит демократию» по всему миру.

– Тем не менее Башара Асада поддерживают не все сирийцы. Может быть, дело в том, что он алавит?

– Если говорить о сегодняшних реалиях, то, выбирая президента, народ действительно будет обращать внимание на религиозную составляющую. Вероятно, что алавита уже не будет. Но это не значит, что при Асаде алавиты имели какие-то преференции и жили лучше. Они как были, так и остаются беднейшим сословием. Алавиты – обычные крестьяне, поэтому фактор алавизма преувеличен донельзя.

Я считаю разделение по религиозному признаку искусственным. Раньше этого не было. Во всяком случае, когда я жил в Сирии. Люди не знали, кто шиит, кто суннит, кто христианин. Были христианские храмы, мечети, синагоги. Разделение по религиозному признаку – это привнесённая извне чушь. Да, люди в Сирии разные, но эта страна исторически торговый и религиозный узел. Там всегда проживали представители разных национальностей, культур, вероисповеданий. Никто никогда не рылся в грязном белье другого человека. В Дамаске до сих пор (правда, всё реже) можно увидеть девочку в мини-юбке, болтающую на улице с подругой в никабе.

Поэтому, отвечая на вопрос, кто должен стать президентом Сирии – шиит, суннит, алавит, я утверждаю, что это не имеет значения. Главное, чтобы это был здравый человек. Надеюсь, что сирийцы будут голосовать не за религию, а за адекватного человека.

– Несколько слов о Турции, показавшей недавно своё истинное лицо. Ваше отношение к этой ситуации, к личности Реджепа Эрдогана?

– Отношение негативное. Вот, к примеру, с Израилем Сирия – давние враги, и мы настолько привыкли к этому положению вещей, что даже и злости друг к другу уже не испытываем. Все давно знают, что Израиль – враг. Но даже Израиль сегодня на фоне Турции выглядит чуть ли не союзником. Он как минимум сейчас, когда сирийцам очень сложно, столько проблем нам не доставляет. Что касается Эрдогана, то ещё недавно с Асадом они были на курорте, вместе отдыхали в одном отеле, а теперь Эрдоган нарушает все рамки приличия – бомбит, уничтожает людей, поддерживает террористов. Как к нему можно относиться после этого?

– У нас в Крыму достаточно весомый процент населения составляют татары. Как вы думаете, способна ли Турция влиять на них?

– Возможность эта существует. Сейчас в Турции сложная ситуация. Эрдоган поддерживает исламских фундаменталистов в разных странах. Он почуял, что на волне укрепления «Братьев-мусульман» можно возродить Блистательную Порту. Эта идея его одурманила, и он до сих пор в себя никак не придёт. Он поддерживает бешеный национализм, пантюркистские настроения, выраженные в активизации той же националистической организации «Серые волки». К слову, это парадокс. Ведь национализм в исламе – это грех. Какая-то каша в голове у Эрдогана: одно другому противоречит. К сожалению, всегда подобного вида люди делают ставку на тупиковую ветвь национализма. Полистайте историю диктаторов – и увидите, что все они орут о национальной исключительности. Поддержка националистов по Эрдогану подразумевает поддержку всех тюркоязычных народов, где бы они ни находились. Под этой эгидой строится агентура. И рано или поздно эта агентура выстреливает. Те же туркоманы есть и в Сирии. Сирийские туркоманы до поры до времени сидели у нас ниже травы, тише воды. За партой рядом со мной учился один такой тихоня. А вот теперь они поднимают голову… Разумеется, такая агентура создана и в Крыму. Правда, я не знаю, насколько она серьёзна. Но что попытки создания агентурной сети в Крыму предпринимались, это точно.

Случайные статьи

Вверх