Анализ рынка компонентов тормозных систем легковых автомобилей. Маркетинговое исследование рынка тормозных колодок для легковых автомобилей

Диаграмма 1. Устройство дискового тормоза и дисковые тормозные колодки
Диаграмма 2. Устройство барабанного тормоза и барабанные тормозные колодки
Диаграмма 3. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ 2101-07, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 4. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ 2108-099, 2113-2115, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 5. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ-2110-12, 1118, 2170, 2190, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 6. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей ВАЗ-2121-213, 2123 Chevy Niva, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 7. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Toyota Corolla, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 8. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Volkswagen Polo Sedan, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 9. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Ford Focus, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 10. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Renault Logan/Sandero, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 11. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Hyundai Solaris/ Kia Rio New, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 12. Средние розничные цены (интернет-магазины) на передние тормозные колодки для автомобилей Daewoo Nexia, г.Москва, май 2013 года
Диаграмма 13. Динамика объёмов импорта и динамика среднестатистических цен импорта тормозных колодок в РФ в 2011 - 2012 гг.; тонн, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 14. Динамика объёмов импорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; тонн
Диаграмма 15. Динамика среднестатистических цен импорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; долл. США за 1 кг.
Диаграмма 16. Структура импорта тормозных колодок по странам в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 17. Структура импорта тормозных колодок по странам в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 18. Структура импорта тормозных колодок по странам в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 19. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 20. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 21. Структура импорта тормозных колодок по маркам производителей в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 22. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 23. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 24. Структура импорта дисковых и барабанных тормозных колодок в денежном выражении и среднестатистические цены импорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 25. Динамика объёмов экспорта и динамика среднестатистических цен экспорта тормозных колодок из РФ в 2011 - 2012 гг.; тонн, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 26. Динамика объёмов экспорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; тонн
Диаграмма 27. Динамика среднестатистических цен экспорта тормозных колодок в РФ в 2011-2012 гг.; долл. США за 1 кг.
Диаграмма 28. Структура экспорта тормозных колодок по странам в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 29. Структура экспорта тормозных колодок по странам в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 30. Структура экспорта тормозных колодок по странам в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 31. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 32. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 33. Структура экспорта тормозных колодок по маркам производителей в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 34. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в натуральном выражении в 2011 - 2012 гг.; тонн
Диаграмма 35. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в 2011 - 2012 гг. в натуральном выражении, %
Диаграмма 36. Структура экспорта дисковых и барабанных тормозных колодок в денежном выражении и среднестатистические цены экспорта в 2012 г.; тыс. долл. США, долл. США за 1 кг.
Диаграмма 37. Объёмы поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на российские первичный и вторичный рынки в период 2008 - 2012 гг.; тыс. комплектов
Диаграмма 38. Доля поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на российские первичный и вторичный рынки в период 2008 - 2012 гг., в количественном выражении; %
Диаграмма 39. Динамика ёмкости рынка тормозных колодок для легковых автомобилей в РФ в период 2008 - 2012 г.; тыс. компл.
Диаграмма 40. Российский парк легковых автомобилей в 2012 году, прогноз на 2013-2015 гг., тыс. штук
Диаграмма 41. Общий потенциал российского рынка тормозных колодок для легковых автомобилей в 2011-2015 годах, тыс. комплектов
Диаграмма 42. Прогноз поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на первичный и вторичный рынки РФ в 2013-2015 гг., тыс. компл.
Диаграмма 43. Прогноз поставок тормозных колодок для легковых автомобилей на первичный и вторичный рынки РФ в 2013-2015 гг., в количественном отношении, %

Тормозная система автомобиля — одна из его главных составляющих. Более того, именно тормоза требуют постоянного внимания в силу регулярности износа и неотвратимости затрат на эксплуатацию. Так что брендов, которые занимаются таким выгодным делом, на рынке столько, что у автомобилистов порой разбегаются глаза от количества и качества предложений. Именно поэтому мы решили узнать у ведущих представителей отрасли, как не запутаться в сегменте тормозных механизмов, чем дорогие компоненты отличаются от дешевых, как распознать подделку и что ожидает этот сегмент рынка в ближайшем будущем.

Если спросить у первого попавшегося автомобилиста, какие компании — производители тормозных систем ему известны, с большой долей вероятности в числе первых будет Brembo. И немудрено: итальянская компания занимается разработкой и производством исключительно тормозных механизмов и всего, что с ними связано, не забывая при этом и об активном продвижении на различных рынках.

«На рынке множество продуктов, у которых привлекательная цена за счет низкого качества, и этот объем предложений, конечно же, представляет угрозу с точки зрения конкуренции. Если в цифрах, то на данный момент сотни компаний предлагают компоненты тормозной системы для вторичного рынка», — констатирует Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия».

«Тормозная группа бренда Ashika составляет около 40% нашего оборота в России. По тормозным колодкам и дискам существует наибольшее число конкурентов, но нам удалось создать спрос именно на нашу продукцию за счет соотношения цены и качества. Особое значение мы придаем партнерству с лучшими российскими дистрибьюторами и анализу конкурентного ландшафта»,— заявляет Алессандро Пьяцца, генеральный директор компании JapanParts.

Еще один известный представитель отрасли — компания Federal-Mogul и ее бренд Ferodo, выпускающий компоненты тормозной системы. Причем доля ассортимента по этому сегменту составляет у компании около 30% от оборота, включая продукцию для коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов. С выводами коллег из Brembo в компании соглашаются, подтверждая, что количество фирм, занимающихся тормозами, идет на сотни.

«Из этих сотен лишь единицы являются крупнейшими производителями и поставщиками таких компонентов на первичную комплектацию ведущих автопроизводителей. Рады сообщить, что и фрикционные компоненты тормозной системы Federal-Mogul, поставляемые на конвейер, признаются автомобильными концернами одними из лучших в мире», — сообщает Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ.

Значимую долю на рынке (около 15%) занимает и бренд TRW, предлагающий широчайшую линейку продукции по тормозным механизмам: колодки, диски и барабаны всех типов, датчики износа, суппорты, ГТЦ, рабочие цилиндры, вакуумные усилители, тросы стояночного тормоза и комплекты для монтажа тормозных колодок.

Не меньшим ассортиментом хвастает и один из старейших представителей отрасли — компания TMD Friction со своим брендом Textar, который вот уже около ста лет занимает одно из лидирующих мест среди производителей фрикционных материалов и компонентов для автомобильной промышленности и тормозных систем.

«Сегмент компонентов для тормозной системы традиционно делит верхние строчки по объему продаж с сегментом компонентов подвески. Такое положение дел привлекает большое количество производителей, что делает рынок максимально конкурентным. Легко убедиться в этом лично, просто зайдя в ближайший магазин запчастей: на популярный автомобиль продавец предложит вам более десяти комплектов колодок различных производителей на выбор», — подтверждает доводы коллег Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction.

Стараются не отставать и отечественные производители. В группе ОАТ компоненты тормозной системы поставляют предприятия АО «ВИС» и ООО «ДЗА». Основой их деятельности по традиции являются поставки компонентов на конвейер отечественных производителей.

«ООО „ДЗА“ — традиционный поставщик гибких шлангов тормоза для OEM на все модели ПАО „АвтоВАЗ“ и ЗАО „Джи-Эм АвтоВАЗ“. Отдельными нашими деталями комплектуются все автомобили марки Lada и Chevrolet Niva. Ну а на вторичный рынок мы поставляем тросы ручного тормоза и вакуумные усилители тормозов для различных моделей Lada прошлых поколений. Что касается конкурентов, то, поскольку мы работаем с ограниченным сегментом продукции, мы, главным образом, соперничаем с иностранными компаниями, также выпускающими запчасти для отечественных автомобилей», — рассказывает Сергей Комиссаров, директор по экономике и финансам АО «ВИС».

Как несложно догадаться, самыми массовыми позициями в разделе тормозной системы остаются колодки и диски. Однако только из этих двух категорий номенклатура тормозной системы не состоит. Насколько востребованы у компаний другие компоненты?

«Во-первых, элементы тормозной системы постоянно испытывают критические нагрузки, во-вторых, тормозная система находится „снаружи“ автомобиля, поэтому подвержена неблагоприятному воздействию окружающей среды, в том числе различных реагентов. Эти факторы способствуют износу всех элементов тормозной системы и, соответственно, их замене. Несомненно, диски и колодки занимают львиную долю в обороте Brembo, но из года в год мы видим увеличение доли в общем объеме продаж таких компонентов, как датчики износа колодок, главные и рабочие тормозные цилиндры, тормозные шланги и тормозная жидкость», — продолжает представитель компании Сергей Васильков.

Представители Textar также отмечают, что, помимо различных датчиков и дополнительных комплектующих, востребованы на рынке и специальные химические составы, оберегающие элементы тормозной системы.

«Кроме тормозных колодок и дисков, у наших клиентов пользуются спросом датчики износа тормозных колодок, комплектующие для тормозных колодок (например, прижимные пластины или скобы), хотя большая часть комплектов тормозных колодок уже идет с необходимыми „расходниками“. Популярна также смазка Textar Ceratec, которую мы рекомендуем использовать при обслуживании тормозной системы и которая не содержит меди и алюминия, что важно во избежание возможных сбоев в работе ABS или возникновения электрохимической коррозии», — подчеркивает Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction .

В компании TRW также отмечают хороший спрос именно на различные сопутствующие жидкости.

Менеджер по продажам и маркетингу компании TRW Сергей Хорьков также отмечает хороший спрос именно на различные сопутствующие жидкости: «Востребованы продукты для обслуживания тормозных систем: очиститель тормозов PFC105E, консистентная смазка PFG110 и, конечно, тормозные жидкости стандартов DOT4, DOT5.1».

Специалисты группы ОАТ оперируют конкретными цифрами.

«Среднемесячная потребность рынка составляет более 100 тыс. шт. гидравлических цилиндров заднего тормоза, более 100 тыс. шт. фрикционных колодок заднего тормоза для автомобилей классической компоновки и более 300 тыс. шт. колодок заднего тормоза для автомобилей переднеприводной компоновки. Другие комплектующие, входящие в „щит заднего тормоза в сборе“, не востребованы. Спрос на рынке запасных частей России на полный узел „щит заднего тормоза в сборе“ невелик — менее 1% от количества поставляемых на конвейер. Также на вторичном рынке хорошо известны и востребованы вакуумные усилители тормозов, гибкие шланги тормоза, тросы ручного тормоза», — продолжает Вадим Черданцев, ведущий специалист по маркетингу СА и СП АО «Торговый дом ОАТ».

Что касается перспектив развития этой группы товаров, то игроки бизнеса отмечают общую тенденцию на экологию производства — в частности, борьбу с асбестом и медью, снижение веса конструкции и полный переход на дисковые системы взамен устаревших барабанных. Хотя применение последних еще будет востребовано, поскольку упрощает и удешевляет процесс производства.

«После отказа от асбеста, продолжая экологические традиции, одной из задач, успешно решаемых инженерами компании, стало снижение использования меди или полный отказ от нее при производстве смесей для тормозных колодок. Среди инновационных продуктов TMD Friction для легковых автомобилей можно выделить линейку Textar epad. Сочетание ингредиентов фрикционной смеси позволяет достичь повышенной долговечности колодок и диска, а также уменьшения уровня шума до минимума при любых режимах торможения. Кроме того, загрязнение колесных дисков тормозной пылью при использовании тормозных накладок Textar epad значительно ниже по сравнению со стандартными колодками», — заявляет Евгений Сушилин, бренд-менеджер TMD Friction.

В том же фарватере движется и компания Federal-Mogul.

«При проектировании тормозной колодки Ferodo должны учитываться основные тенденции в современном автомобилестроении: снижение уровня шума, большой коэффициент статического трения, применение тормозных систем меньшего размера и веса, а также колодок с меньшим или нулевым содержанием меди — все эти тенденции были учтены в недавно внедренной Federal-Mogul новой технологии тормозных колодок Ferodo Eco-Friction с низким или нулевым содержанием меди. Хотя медь выполняет массу важных функций, необходимо помнить, что это тяжелый металл и в окружающей среде он окисляется, образуя вредные соединения.
Основой для Ferodo Eco-Friction стала комбинация 25 компонентов, в том числе сульфидов металлов, минералов, абразивов, волокон, керамических частиц и различных видов графита. Этот инновационный состав обеспечивает эффективность торможения, не уступающую медьсодержащим фрикционным материалам. Результаты независимого тестирования колодок по технологии Eco-Friction для популярных европейских моделей автомобилей подтвердили их превосходство по эффективности торможения в сравнении со стандартными медьсодержащими колодками Ferodo Premier, а также с продукцией конкурентов», — констатирует Максим Атаров, технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ.

В большей степени на снижение веса и, как следствие, неподрессоренных масс автомобиля, которые влияют на комфорт управления, ориентирована компания Zimmermann.

«Следуя современным тенденциям и используя собственные разработки, которые частично запатентованы, Zimmermann расширяет линейку дисков облегченной конструкции. Помимо составных дисков, представленных на рынке под названием Formula Z, в ассортимент также планируется включить другие биметаллические диски. То есть диски, алюминиевая или металлическая ступица которых состыкована с литой тормозной поверхностью с помощью заклепок. Подобные компоненты уже используются, например, в ряде новых моделей BMW. Данные диски помимо меньшего веса имеют лучшее распределение тепла. Как и остальные диски Zimmermann, они идут с антикоррозионным покрытием Coat Z», — рассказывает Евгений Черноусов, представитель в России и СНГ «Отто Циммерманн ГмбХ».

Еще одна непростая для производителей тема — борьба с контрафактом. Насколько часто сталкиваются с такими проблемами производители и как с ними борются?

«Если говорить о дисках и колодках, то мы видим проблему не в наличии подделок, а во множестве брендов, которые зачастую не отвечают стандартам надежности и безопасности. Тем не менее крупнейшие производители элементов тормозной системы внедряют те или иные системы защиты от подделок. Brembo не стоит в стороне: нами была внедрена система проверки подлинности в онлайн-режиме. Конечный покупатель, отсканировав QR-код в режиме реального времени, получает ответ, приобрел ли он оригинальную продукцию Brembo или у него в руках подделка. Если обнаружилась подделка, то покупателю предлагается связаться с нами для разрешения этой неприятной ситуации. Если говорить о колодках, вы также можете увидеть специальный стикер, которым запечатана коробка. При вскрытии упаковки на стикере проявляется надпись, которая остается и свидетельствует об открытии упаковки до вас», — продолжает Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия».

«Нашу продукцию подделывали несколько раз, но это были отдельные малозначимые случаи. Данная проблема более актуальна и трудна для премиальных брендов, так как далеко не все меры борьбы с подделками эффективны. Мы маркируем нашу продукцию особым образом, что позволяет определить, действительно ли деталь пришла от одного из наших поставщиков и какая это партия», — подчеркивает Алессандро Пьяцца, генеральный директор компании JapanParts.

Технический менеджер Federal-Mogul Motorparts в России и странах СНГ Максим Атаров рассказывает : «Случаи подделки продукции Ferodo регулярно отслеживаются нашей компанией. Информация о выявленных случаях подделки продукции передается в соответствующие силовые структуры, которые в дальнейшем проводят работу по выявлению и борьбе с нелегальными производствами, выпускающими поддельную продукцию. Тормозные колодки Ferodo Premier, как и большинство деталей из ассортимента Federal-Mogul, используют специальные меры защиты от подделки. На наклейку с артикулом детали наносится уникальный буквенно-цифровой код, последние четыре символа которого дублируются на голографической метке, расположенной рядом с кодом. Подлинность детали можно проверить на сайте www.ferodoparts.ru» .

Евгений Сушилин из TMD Friction рекомендует защищаться от подделок покупкой товара у проверенных продавцов: «По нашему опыту основными каналами сбыта поддельных товаров являются небольшие интернет-магазины и рынки в различных регионах страны. Чтобы не купить поддельный товар, мы рекомендуем внимательно присмотреться к внешнему виду коробки: шрифтам, качеству полиграфии, штрих-коду и другой информации, к внешнему виду и качеству изготовления самой колодки и наличию аксессуаров внутри. Еще один удобный способ проверки подлинности колодки — мобильное приложение Textar Brakebook.
С помощью камеры на телефоне можно считать с коробки уникальный штрих-код, который имеется на упаковке каждого фирменного продукта. Если по этому коду на экране устройства не открывается соответствующая страница каталога или открывается другая деталь — перед вами подделка. Ну а чтобы гарантированно защититься от покупки подделки, мы рекомендуем покупать продукцию только у официальных дистрибьюторов бренда, список которых можно найти на нашем сайте».

«В данный момент мы столкнулись с подделками на российском рынке. В основном подделывают тормозные колодки. Объемы поддельных колодок достаточно внушительные. Для борьбы с подделками мы используем технологию нанесения уникального QR-кода на стикер коробки. Проверить подлинность можно с помощью программы ZF Part Finder», — информирует Сергей Хорьков, менеджер по продажам и маркетингу TRW.

Вадим Черданцев, ведущий специалист по маркетингу СА и СП АО «Торговый дом ОАТ»: «Традиционно, чем более известен и распространен продукт, тем больше его подделывают. Мы постоянно боремся с изготовителями подделок нашей марки. На наконечники изделий производства ООО „ДЗА“ наносится чеканка в виде косички и логотип завода. Защитой товарной марки производителя АО „ВИС“ также служит маркировка на колодках, наносимая методом чеканки. Кроме того, продукция предприятий группы ОАТ поставляется в фирменной упаковке, имеющей двухслойную защитную наклейку».

«Случаи откровенных подделок именно нашей продукции мы пока не фиксировали, хотя встречали упоминания о них в интернете. Для защиты нашей продукции, например, на всех оригинальных дисках и барабанах Zimmermann, выбита уникальная буквенно-цифровая последовательность. Она состоит из четырех цифр номера диска/барабана, стилизованного логотипа OZ, номера, позволяющего определить дату производства и оператора на момент производства, и цифр, обозначающих минимально допустимую толщину диска. В случае возникновения вопросов это позволяет отследить историю производства каждого изделия», — подытоживает Евгений Черноусов, представитель в России и СНГ «Отто Циммерманн ГмбХ».

Анализ тормозных систем автомобилей

К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечение активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95 и международными правилами дорожного движения.

Требования к тормозным системам следующие:

    Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.

    Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда.)

    Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.

    Минимальное время срабатывания тормозного привода.

    Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.

    Малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть в пределах 500….7ОО Н, ход тормозной педали 80…180мм.

    Отсутствие органомптических явлений (слуховых).

    Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.

В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:

Рабочую

    запасную

    стояночную

Вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6км.

Принудительное замедление может осуществляться различными способами: механическим, гидравлическим, электрическим, внеколесным.

Наиболее широко используется фрикционные тормозные механизмы. На легковых автомобилях большого класса часто используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные колодочные на задних колесах.

На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливаются барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых механизмов для грузовых автомобилей.

Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время не применяются совсем. В редких случаях их применяют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (МАЗ, БелАЗ-540).

Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормозо-замедлители. На ряде автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, впускной коллектор перекрывается стальной заслонкой.

Механический привод, состоящий из тяг и рычагов, применяют в основном в тормозных системах с ручным управлением (вспомогательная тормозная система – “стояночный - тормоз’’).

В данном приводе для включения тормозного механизма используется мускульная энергия водителя. Простота конструкции и неизменная во времени жесткость механического привода делают его наиболее применяемым для стояночной тормозной системы.

Гидравлический привод применяется в рабочей тормозной системе легковых автомобилей и грузовых малой и средней грузоподъемности. В данном приводе усилие оси педали к тормозным механизмам передается жидкостью. Для включения тормозов используется мускульная энергия водителя. Для обеспечения водителю работы по включению тормозов нередко применяют гидравлический привод с вакуумным (ГАЗ-66) или пневматическим усилителем (Урал-4320).

В настоящее время начинают получать распространение гидравлический привод с насосом. В этом случае для включения тормозных механизмов и создания, необходимых для быстрого торможения автомобиля тормозных моментов на колесах используется энергия двигателя приводящего в действие гидравлический насос непосредственно, или через какой-либо агрегат силовой передачи автомобиля.

Пневматический привод широко используется в тормозной системе тягачей, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов. В тормозной системе с пневматическим приводом тормозные механизмы включаются за счет использования энергии сжатого воздуха.

На длиннобазных автомобилях и тягачах большегрузных автопоездов часто используются комбинированный привод гидропневматический. В данном приводе для увеличения тормозных усилий используется энергия сжатого воздуха, а передача их к тормозному механизму осуществляется жидкостью.

Электрический привод необходим на автопоездах, так как при этом достигается наиболее простой способ передачи энергии на большие расстояния при весьма малом времени на срабатывания тормозной системы.

Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии:

1)Эффективность

Для оценки эффективности тормозного механизма служит коэффициент его эффективности, который представляет собой отношение тормозного момента М тор, создаваемого механизмом, к моменту от первичной силы:

К э = М тор/(Р п.сr п),

где М тор –тормозной момент; P п.с – суммарная приводная сила тормозных колодок; r п – радиус приложения результирующей силы трения (r п = r б – радиус тормозной тормозного барабана в барабанном механизме; r п = r cр – средний радиус накладки в дисковом механизме).

Эффективность тормозных механизмов необходимо оценивать при движении автомобиля как вперед, так и назад.

В барабанном тормозном механизме коэффициент эффективности рассчитывается не только для механизма в целом, но и отдельно для каждой тормозной колодки:

где М тор1 и М тор2 – тормозные моменты, создаваемые колодками; P 1 и Р 2 – приводные силы колодок.

2) Стабильность

Стабильностью называется сохранение эффективности работы тормозного механизма при уменьшении коэффициента трения. Стабильность представляет собой зависимость коэффициента эффективности от коэффициента трения и может быть выражена графиком статической характеристики тормозного механизма. Лучшую стабильность имеют тормозные механизмы с линейной статической характеристикой.

От стабильности зависит достижение равных тормозных сил не только на колесах одного моста, но также и на правых и левых колесах автомобиля, что определяет безопасность при торможении.

3)Уравновешенность

Уравновешенным является тормозной механизм, в котором при торможении силы трения не создают дополнительную нагрузку на подшипники колес и другие детали. Неуравновешенным считается тормозной механизм, работа которого приводит к нагружению подшипников колес автомобиля.

4)Реверсивность

Реверсивностью называется равная эффективность тормозного механизма при движении автомобиля вперед и назад. Реверсивность тормозного механизма определяет независимость величины создаваемого им тормозного момента от направления движения автомобиля.

До настоящего времени считалось, что барабанные тормозные механизмы наиболее удовлетворяют требованиям безопасности движения, но в связи с возросшими скоростями движения автомобиля, повышаются и требования безопасности движения, во многом зависящих от тормозных качеств автомобиля.

Сравнительные стендовые испытания различных вариантов конструкций закрытых дисковых и барабанных тормозных механизмов для автомобилей выявили, что наилучшими показателями по стабильности выходных параметров, теплонапряженности и массе обладает дисковый тормоз с двумя поверхностями трения, пневматическим приводом и усилителем.

По конструктивному исполнению дисковые тормозные механизмы делят на открытые и закрытые, однодисковые и многодисковые.

В зависимости от конструкции диска различают тормозные механизмы со сплошным и вентилируемым, металлическим и биметаллическим дисками.

Сплошной диск – самый простой – применяется в случаях, если возможно активное охлаждение дискового тормоза. Вентилируемый диск выполнен в виде крыльчатки-турбины. В автомобилях применяются в основном однодисковые тормозные механизмы с вентилируемым диском и креплением по внутреннему диаметру.

В зависимости от способа крепления скобы различают дисковые тормозные механизмы с фиксированной и плавающей скобой. Тормозной механизм с плавающей скобой имеет лишь один колесный цилиндр. Его колодка нагревается меньше, чем в механизме с фиксированной скобой, но имеет существенный недостаток – при деформации, коррозии направляющих возникает одностороннее изнашивание накладок и диска. Эффективность торможения снижается, появляется вибрация скобы и тормозной колодки. А дисковым тормозом с фиксированной скобой обеспечивается большое приводное усилие и повышенная жесткость механизма.

Тормозные диски изготовляются из чугуна. В однодисковых механизмах сплошные диски имеют толщину 8…13 мм, вентилируемые 16…25 мм. Биметаллический тормозной диск может выполняться с алюминиевым или медным основанием. Фрикционный слой выполняется из серого чугуна.

Дисковые тормозные механизмы имеют следующие преимущества по сравнению с барабанными тормозами:

Меньшие зазоры между дисками и колодками в незаторможенном состоянии (0,005…0,1 мм) и ход колодки, что позволяет повысить быстродействие и передаточное число тормозного привода;

Меньшую массу и габариты:

Более равномерное изнашивание фрикционных материалов, так как распределяется равномерно давление по поверхности пары трения диск – колодка:

Больший тормозной момент, развиваемый за счет уравновешивания сил, действующих со стороны колодок на диск;

Возможность обеспечения эффективного теплоотвода от трущихся элементов;

Большую стабильность развиваемого тормозного момента;

Больший коэффициент тормозной эффективности;

К недостаткам дисковых тормозных механизмов относятся:

Трудность обеспечения герметизации (незащищенный диск может подвергаться абразивным воздействиям, окислению и коррозии, способствующим быстрому изнашиванию тормозных накладок);

Повышенная интенсивность изнашивания фрикционных накладок;

Недостаточная защищенность от грязи;

Проведенные дорожно-лабораторные испытания барабанных и дисковых тормозов Харьковским АДИ показали, что в случае нагрева тормозных деталей до 300С и V = 40 км/ч тормозной путь увеличивается при торможении дисковыми тормозами на 7%, а барабанными на 25%. Если нормальная скорость та же, но объемная температура достигнет 500С, тормозной путь увеличится на 21% и 55% соответственно.

Игорь Плотников, директор по продажам BOSAL в России и странах СНГ:

«Основным трендом на рынке автокомпонентов в 2017 году стало общее снижение покупательной способности населения. Наиболее ярко это проявилось в продолжающемся спаде продаж новых автомобилей. При этом продажи запчастей имеют зачастую положительную динамику. В этих условиях нам пришлось перестраиваться «на ходу», т.к. тенденции по разным группам товаров зачастую имели разнонаправленные векторы.

Вследствие спада продаж автомобилей снизился спрос и на аксессуары. Мы отмечаем снижение спроса на тягово-сцепные устройства (фаркопы). Часть потребителей из-за недостатка средств приобретают более дешевую продукцию. С другой стороны, из-за высокого курса евро товары, произведенные в России (а к ним относятся и фаркопы BOSAL), становятся более конкурентными по сравнению с импортной продукцией. В области выхлопных систем премиум-класса BOSAL является лидером на российском рынке, и наличие склада в России только упрочило наши позиции на рынке.

В 2016 году мы старались максимально поддерживать своих дистрибьюторов, т.к. для многих этот год был непростым, особенно в регионах. Снижение потребительского спроса заставляет региональных игроков сокращать складские запасы, уменьшать ассортимент. В таких условиях возрастает роль оперативной отгрузки и быстрой доставки. Эти направления мы и старались развивать.

В 2016 году наиболее важным событием для нас стало открытие российского склада выхлопных систем BOSAL. Хотя формально он был открыт в конце прошлого года, в полную силу он начал работать именно в 2016 году. Это дало оперативный доступ российским клиентам к полному ассортименту продукции BOSAL, при этом с минимальными издержками.

Расширение ассортимента как выхлопных систем, так и тягово-сцепных устройств продолжится и в 2017 году. В следующему году мы уделим повышенное внимание быстросъемным фаркопам. И производственные мощности в России позволяют выпускать этот высокотехнологичный продукт, адаптировать его к российским условиям и устанавливать на него доступную цену.

В наступающем году мы рассчитываем на стабилизацию экономики и повышение покупательной способности населения. Но даже если этого не произойдет, у нас есть возможности и желание развивать и улучшать предложение нашей продукции, чтобы максимально обеспечить ею наших потребителей».

Ольга Каткова, менеджер отдела продаж компании Japanparts:

«Кризисное состояние российской экономики, и в частности падение автомобильного рынка в течение всего 2016 года, обусловило основные тенденции рынка автозапчастей. Несмотря на снижение покупательной способности населения, количественно независимый рынок автозапчастей не только не сократился, но и показал некоторый рост. Это можно объяснить тем, что потребители не покупают новые автомобили, а ремонтируют уже имеющиеся. Располагая ограниченным бюджетом для ремонта, автовладельцы отказываются от покупки оригинальных или дорогих деталей в пользу их дешевых аналогов. Это ставит перед поставщиками задачу обеспечить бесперебойные поставки недорогих и качественных запасных частей.

Важным фактором конкуренции на вторичном рынке автокомпонентов для Japanparts и ее дистрибьюторов стала способность компании переориентироваться на предложение продукции, не уступающей по своим эксплуатационным характеристикам лучшим образцам, с сохранением оптимального соотношения качества и цены. Ведь при усилении спроса на продукцию низкоценового диапазона основными факторами конкуренции остаются качество предлагаемого товара и его наличие у дистрибьюторов.

Компания Japanparts всегда внимательно и с пониманием относилась к потребностям своих дистрибьюторов. В 2016 году совместно с нашими партнерами мы сконцентрировались на поддержании оптимального уровня наличия нашей продукции, так как спрос на нее устойчиво рос весь год. В 2016 году в Japanparts продолжилась работа над ассортиментом. Речь идет как о традиционных для компании товарных группах, где мы стремимся к полному покрытию всех моделей японских и корейских автомобилей, так и о новых товарных линейках. В частности, в Japanparts разработали полный ассортимент амортизаторов для азиатских и европейских иномарок.

В 2017 году Japanparts продолжит развиваться по трем векторам: оптимальная, отвечающая запросам рынка цена, традиционно высокое качество и постоянное наличие товара на складах дистрибьюторов. Мы надеемся, что такая сложная и кропотливая работа позволит Japanparts упрочить лидерские позиции в России, увеличив долю рынка в сложных для всех его участников условиях».

Том Хайнер , директор alca mobil logistics + services gmbh:

«В 2016 году общий спад в экономике отразился и на рынке автокомпонентов. Но бизнес всегда встречается с вызовами внешней среды, будь то кризис, конкуренция или подделки. Главное, чтобы компании удавалось справляться с поставленными задачами. В нынешнем году ассортимент марки alca ® , под которой продаются товары немецкого качества по доступным ценам, мы расширили за счет еще более бюджетных продуктов, сохранив при этом высокие стандарты качества. Оптимизировав расходы на упаковку и премиальные детали, мы создали товар, отвечающий вызовам кризиса. Несколько лет мы наблюдали рост спроса на бескаркасные щетки стеклоочистителя alca ® SUPER FLAT. В этом году их обогнали более экономичные бескаркасные щетки alca ® SPECIAL. В этом проявляется тенденция роста спроса на недорогие и практичные товары. Есть другая тенденция - спрос на аксессуары премиального качества, которые будут служить заведомо долго. Поэтому хорошо зарекомендовавшие себя на рынке гибридные щетки HEYNER ® HYBRID с универсальными характеристиками для разных сезонов пользуются высоким спросом даже в кризис.

В период нестабильности на рынке автолюбители ориентируются на известные бренды, доверяя качеству их товаров. И в ситуации ограниченных доходов населения такое доверие имеет приоритетное значение. Бренд alca ® - долгожитель российского рынка автоаксессуаров, поэтому спрос на продукцию сохраняется и сейчас.

Компания alca mobil logistics + services gmbh осуществляет дистрибуцию через партнерскую сеть. Такая схема подходит компаниям, которые одновременно являются и производителями, и поставщиками. И одними из важных пунктов для успешного сотрудничества становятся отлаженное взаимодействие и взаимная нацеленность на успешную работу. Мы создаем удобную рабочую среду: нет сбоев в поставке продукции, любые проблемы мы оперативно устраняем, а за успешную работу дилеры получают бонусные поощрения. Мы также участвуем в регулировании работы между нашими партнерами и всегда готовы поддержать всесторонние соглашения между коллегами.

Мы имеем многолетний опыт сотрудничества с дистрибьюторами в более чем 70 странах мира, но Россия - наш самый большой рынок. Здесь мы работаем с рядом крупных дистрибьюторов. Благодаря им наша продукция уже присутствует во всех регионах страны.

В 2016 году бренды alca ® и HEYNER ® представили новинки на всех ведущих выставочных пространствах в России и Германии - MIMS Automechanika, ИНТЕРАВТО, Automechanika во Франкфурте-на-Майне, «Мир детства». Бренд alca ® был впервые удостоен награды за компрессоры в категории «Доступная цена и высокое качество» в ведущей премии отрасли «Мировые автомобильные компоненты - 2016».

В этом году мы выпустили ряд уникальных и высокотехнологичных новинок - мощный alca ® Aeropressor Stahl-Zylinder (35 л/мин) и необычный круглый компрессор alca ® Aeropressor O-Form. Также появился усиленный ножной насос alca ® AeroPump Kompakt (7 бар), стальные цилиндр и рама которого гарантируют его прочность и долговечность. Также бренд alca ® представил зарядное устройство для мобильного телефона - портативный alca ® PowerBank (4000 мАч для iPhone, Ipod, Ipad, Samsung, HTC и камеры), а также разветвители прикуривателя с USB-входами, провода уникального цвета и дизайна для подзарядки техники.

Отдельное внимание в этом году было уделено противоугонным системам. Блокиратор руля alca ® AutoSafe представил надежный и бюджетный вариант защиты от угона, а HEYNER ® предложил несколько способов защиты четвертого уровня (по шкале из четырех): за счет сцепления руля и педали - HEYNER ® PedalBlock и за счет блокировки руля - HEYNER ® WheelBlock.

К 2017 году у бренда alca ® появится новая линейка каркасных щеток alca ® SPECIAL KONTAKT. Такие щетки отличаются новым дизайном и дополнительным защитным чехлом. Мы прислушались к потребностям автолюбителей и требованиям торговых сетей и предусмотрели для новых щеток блистерную пластиковую упаковку с прозрачной серединой для защиты от подделок.

Мы надеемся, что в 2017 году в России экономическая ситуация начнет меняться в лучшую сторону, что приведет к повышению потребительской активности. В свою очередь мы планируем и в 2017 году предлагать рынку инновационные и технологичные автоаксессуары по доступным ценам».

Илья Соколов, региональный менеджер DENSO по России, Беларуси и Казахстану:

«Рынок автокомпонентов в этом году переживал не лучшие времена. Потребители экономили, стремясь минимизировать расходы, не чувствуя стабильности в экономике. По оценкам экспертов, рынок в евровом эквиваленте если не упал, то стагнировал. В этих условиях продолжилось увеличение объемов поставок недорогих запчастей. Премиальные бренды по-прежнему оставались в зоне риска, ведь их продукции сложно выдерживать конкурентоспособность в таких условиях. Эти явления не сказались на показателях компании «Денсо Рус». Нам лишь пришлось сконцентрироваться на проектах, которые повышают узнаваемость и доступность нашего бренда.

Мы продолжили развитие ассортимента: вывели в продажу новые артикулы, расширяли применяемость на уже существующий ассортимент, запустили маркетинговые программы, которые дали заметные результаты. Принимая их во внимание, можно уже сейчас подвести предварительный итог: 2016 год для нас был очень успешным.

Главным критерием успеха мы считаем правильное позиционирование бренда. Мы делаем акцент на соотношении «цена - качество» продукта и на сроке службы компонентов DENSO. Отмечу, что 2016-й - это первый полный год, когда у нас появилась новая свеча Iridium ТТ. Ресурс этих свеч достигает 120 000 км, это беспрецедентный показатель на рынке.

Нашему успеху мы обязаны и нашим клиентам. Мы запустили ряд логистических проектов по доставке заказов до филиалов. Уменьшили для этого минимальные суммы, взяв на себя затраты на эти маршруты. Проект оказался успешным - заказы в регионах, где мы запустили более доступную доставку, увеличились в несколько раз. Теперь наши запчасти быстрее прибывают на склады филиалов дистрибьютора, и это повышает шансы выиграть борьбу с конкурентом. Мы значительно усилили позиции в таких регионах, как Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Краснодар, Минск. В будущем видим тенденцию выхода ведущих игроков автокомпонентного рынка из Москвы в самые дальние регионы с относительно невысокой конкуренцией.

В 2016 году компания «Денсо Рус» отметила 10-летний юбилей. Мы позитивно смотрим в следующий год, продолжим проекты, которые начали в 2016 году. Среди новых продуктов стоит отметить новые артикулы по датчикам давления воздуха во впускном трубопроводе, компрессорам, радиаторам, конденсорам, щеткам стеклоочистителей, стартерам. В 2017 году мы выводим на рынок совершенно новый продукт - датчики распределительного и коленчатого валов».

Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»:

«Уходящий год я бы назвал годом стабильности. И дело здесь не в том, что стало легче жить или проблемы ушли. Исчезли панические настроения, и люди начали привыкать к новой реальности. А реальность такова, что усилилась борьба за каждого клиента из-за падения покупательского спроса. Точнее, спрос есть, но денег на этот спрос население стало выделять меньше, чем ранее. А потому все участники рынка стали более ответственно подходить к решению оперативных вопросов и планированию. Многие дистрибьюторы пересмотрели продуктовые портфели с выделением ключевых товаров и направлений деятельности, что способствовало стабилизации положения на рынке запасных частей. В течение года мы отмечали повышенный спрос на обновление информации о наших продуктах, а это говорит о фокусировке дистрибьюторов на определенных товарах и брендах.

Как мы и предполагали, произошло четкое разделение рынка на премиум- и экономсегмент. Потребители делают выбор либо в пользу дешевого товара, либо в пользу дорогой продукции с отменным качеством и характеристиками. Как и прежде, основными факторами конкуренции являются цена товара, его качество и, безусловно, доступность «здесь и сейчас». Спасибо покупателям, которые ценят качество и надежность. Благодаря им в 2016 году мы продолжили рост, который продолжается уже не первый год, несмотря на трудные времена.

Мы не стали менять подход к дистрибуции товара, так как считаем, что наши партнеры должны быть уверены в последовательности наших обещаний и шагов. Мы продолжаем вести политику ограниченного количества дистрибьюторов, это позволяет сфокусироваться на каждом из них и совместными усилиями делать продукцию Brembo доступной для автовладельцев. Присутствие нашего товара в регионах обусловлено расширением филиальной сети наших дистрибьюторов. А так как столичный рынок автозапчастей «перегрет», практически все дистрибьюторы начали активно развивать продажи в регионах. В помощь нашим дистрибьюторам, помимо различных программ поддержки, мы на регулярной основе проводим семинары во всех регионах страны. И именно в регионах наблюдается повышенный интерес к нашим семинарам. Региональные продавцы хотят больше знать о Brembo, чтобы иметь возможность профессионально продавать наш товар.

Brembo сфокусирована на разработке и производстве элементов тормозной системы. Наша цель - это качество, надежность и инновации в этой сфере. Мы не стремимся увеличить количество продуктовых линеек в угоду тенденции расширения бизнеса. У нас узкая специализация, в которой мы являемся «законодателем моды». Тем не менее компания ежегодно обновляет свой ассортимент. Например, в середине прошлого года мы вывели на рынок линейку перфорированных дисков - Xtra. Год назад мы предлагали 50 артикулов, сейчас же в нашем каталоге есть 167 артикулов. И 2017 год не будет исключением, каждый месяц мы планируем увеличивать ассортимент.

В 2017 год мы смотрим с оптимизмом. Надеемся на то, что стабилизация рынка продолжится и страну, а также рынок автозапчастей минуют потрясения. Мы рассчитываем на рост рынка автозапчастей, который будет связан со спадом продаж новых автомобилей и с увеличением доли автомобилей с пробегом, на которые, естественно, нужны запасные части. Не сомневаюсь, что компания Brembo так же продолжит радовать своих поклонников и предлагать уверенность в безопасности торможения».

Игорь Коричнев, глава российского представительства Dayco:

«Главный фактор, влияющий на российский рынок автокомпонентов в 2016 году, - общая экономическая ситуация в России. Нестабильный курс рубля к евро определял ценовую политику участников рынка. Падение продаж новых автомобилей привело к увеличению спроса на качественные автокомплектующие для ремонта подержанного транспорта.

В нынешних условиях цена представляется основным критерием, по которому автовладелец выбирает запчасть. Однако ее качество и надежность по-прежнему играют важнейшую роль. Особенно это актуально в сфере систем ременного привода. По большому счету факторы конкуренции сейчас мало отличаются от существовавших ранее. К ним относятся качество продукта, конкурентная цена, ассортимент бренда и его покрытие рынка. Ну и, разумеется, очень важен сервис со стороны бренда: постоянное наличие нужного клиенту товара на складе, скорость доставки продукции до клиента, маркетинговая и информационная поддержка дистрибьюторов и прочие стандартные пункты.

В уходящем году при работе с российскими партнерами мы старались прислушиваться к их запросам и, по возможности, идти им навстречу. Что касается динамики нашего развития на рынке России, то мне сложно выделить какие-то определенные регионы. Имеют место плавный рост и укрепление позиций во всех субъектах.

Что касается перспектив нашего развития в России, то мы продолжим расширение ассортимента компонентов передачи крутящего момента (Power Transmission). Это наше основное направление. Стараемся удовлетворить спрос совершенно разных категорий пользователей. В частности, мы предлагаем ремкомплекты, включающие как максимально полный набор комплектующих категории KTBWP (ремни, ролики, натяжители, водяной насос, крепеж), так и сокращенные комплекты - без водяных насосов (KTB или KPV) или состоящие из одних ремней (TB Set). Есть у нас и отдельные компоненты - всевозможные ремни, а также ролики и натяжители.

Среди новинок ассортимента для российского рынка комплектующих для послепродажного обслуживания можно назвать, в частности, ремни в масле BIO (Belt-in-Oil) и ремкомплекты с ним - до сих пор они поставлялись только для оригинальной комплектации. Нельзя не упомянуть и расширение ассортимента ремкомплектов с водяным насосом, цепей и комплектов с ними. В этой сфере Dayco продолжает политику расширения ассортимента компонентов передачи крутящего момента.

Говоря о перспективах 2017 года, хочу отметить, что на фоне относительной стабилизации курса национальной валюты и некоторого укрепления экономического состояния рынка потребители привыкли к новым жизненным реалиям. Поэтому мы ожидаем в 2017 году укрепления наших позиций. Dayco не только продолжит расширять свой ассортимент на российском рынке, но и будет активней продвигать свою продукцию в регионах страны».

Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга российского представительства MANN+HUMMEL:

«Показатели нашей компании на российском рынке демонстрируют положительную динамику, несмотря на продолжающийся общий спад в экономике страны. Продажи новых машин сокращаются, увеличивается срок владения подержанными автомобилями. Такая ситуация способствует увеличению спроса на нашу продукцию у розничных покупателей.

MANN+HUMMEL специализируется на выпуске высококачественных автокомпонентов. Рачительные автовладельцы выбирают наши комплектующие, понимая, что именно в них кроется залог беспроблемной эксплуатации автомобиля. Замечу, что такие соображения приводят к нам значительное количество автовладельцев, ранее предпочитавших продукцию брендов среднего и низшего ценового диапазона. Тем более что стоимость фильтра ничтожна по сравнению с общими расходами на содержание автомобиля.

В этом году мы фокусировали внимание на работе с дилерами, поскольку именно их поддержка является ключевым фактором дальнейшего развития бизнеса в любых экономических условиях. Мы сосредотачиваемся на создании для дистрибьюторов максимально удобных условий для работы с продукцией, выпускаемой MANN+HUMMEL. Для этого мы постоянно «шлифуем» и оттачиваем все аспекты взаимоотношений с партнерами: склад, доставка, информационная и маркетинговая поддержка и так далее.

В течение 2016 года все наши региональные сети показывали схожие темпы роста. При этом мы сами делали упор на развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. Это одно из перспективных направлений. В последние годы московский офис MANN+HUMMEL получает под свою ответственность новые страны ближнего зарубежья. Так, в этом году мы приступили к работе с рынком Киргизии. На будущий год планируется начать деятельность в Армении и Азербайджане.

В 2016 году компании MANN+HUMMEL исполнилось 75 лет. В этом году мы приобрели крупнейшего на рынке Северной Америки производителя комплектующих для систем фильтрации - Affinia Group. Эта сделка добавила два новых имени в список брендов, принадлежащих MANN+HUMMEL, теперь их стало девять. В наступающем году мы планируем вывести на российский рынок новое поколение салонных фильтров линейки FreciousPlus.

Говоря об ожиданиях, которые мы связываем с 2017 годом, отмечу, что так называемый кризис в российской экономике не закончится. Собственно, это даже не кризис, он стал своего рода «нормальным состоянием» нашего рынка. Поэтому никаких кардинальных изменений в нашей стратегии и тактике в России мы не планируем. В 2017 году российское представительство MANN+HUMMEL будет двигаться тем же курсом, что и в 2016 году».

Андрей Беляев, заместитель директора по развитию ООО «СЛОН-АВТО»:

«В 2016 году основное влияние на автомобильный рынок оказывал финансовый кризис. На рынке продолжается падение продаж, наблюдается смещение спроса от первичного авторынка в сторону «вторички». Средний возраст автопарка растет, детали и узлы со временем вырабатывают свой ресурс, растут частота ремонтов и спрос на запасные части.

Покупательная способность населения снижается, из-за чего увеличивается межсервисный интервал, наблюдается рост спроса на дешевую продукцию. На этом фоне позиции нашей компании укрепились. И это объяснимо, так как производство SLON ® локализовано в России. Это сокращает издержки на производство, снижает затраты на логистику и позволяет предложить покупателю выгодные стабильные цены, в минимальной степени привязанные к колебаниям курсов валют.

Ценовой фактор для покупателя становится все более значимым при выборе продукции. Отмечу, что существенно снизилась волатильность рынка и валют. Курс доллара с февраля 2016 года постепенно снижается, и с апреля месяца по настоящее время колебания происходят в сравнительно небольшом диапазоне (67-64 рубля). Конечно, это не «докризисные» 33 рубля за доллар - но появилась стабильность. Кроме цены, теперь важную роль играют стабильность и надежность (как продукта, так и поставщика), наличие ассортимента, скорость поставки. «СЛОН-АВТО» способна удовлетворить эти ожидания.

Кстати, и региональные тенденции также можно охарактеризовать словом «стабилизация». Кто не смог удержаться на плаву - свернули деятельность преимущественно в 2015 году. Их доли перераспределились между существующими игроками. Наши позиции на рынке РФ ничуть не ослабели. Мы стараемся развиваться и выходим на новые рынки: Украины и Белоруссии, укрепляем позиции в Казахстане. Пока нельзя сказать, что мы доминируем на этих рынках, но прикладываем для развития здесь максимум усилий.

Значимым для нас событием в 2016 году стало признание экспертами и покупателями нашей продукции. Высоковольтные провода марки SLON ® в третий раз подряд стали обладателями авторитетной премии «Мировые автомобильные компоненты - 2016». Для нас это доказательство того, что мы делаем правильно свое дело. Для компании «СЛОН-АВТО» расширение позиций для иномарок стало основной задачей при разработке новых продуктов в 2016 году. Также, учитывая основные тенденции в системах зажигания современных двигателей внутреннего сгорания, мы вывели на рынок индивидуальные катушки зажигания ТМ SLON ® .

Рынок автокомпонентов за последние три года демонстрирует снижение финансовой емкости, несмотря на увеличение продаж в количественном выражении. Для кардинального изменения данной тенденции требуется в первую очередь увеличение покупательной способности, а также курса российской валюты. Налицо смещение предпочтений покупателей к демократичным ценовым сегментам и отказ от премиальных марок. В таких условиях наиболее перспективны производители, способные предложить потребителю товар с наилучшим соотношением цены и качества. Компания «СЛОН-АВТО» имеет все возможности для соответствия запросам и ожиданиям покупателей».

Андрей Мельников, глава представительства TMD Friction в России:

«Основной тренд, который сейчас доминирует на рынке автокомплектующих, - дальнейшее сжатие сегмента премиум и рост среднеценовых и бюджетных сегментов. Нас, как производителя продукции премиального уровня, это затронуло самым непосредственным образом: прирост продаж оказался ниже планируемого. Сейчас мы работаем над укреплением наших позиций в более бюджетных сегментах и в следующем году предложим рынку соответствующие продуктовые линейки.

На данный момент наибольшее преимущество у тех компаний, которые располагают собственным складом на территории России и имеют возможность осуществлять взаиморасчеты с дистрибьюторами в рублях, а не в валюте. В условиях нестабильного курса это становится одним из важнейших конкурентных преимуществ. Наша компания в стороне от этого процесса не осталась. В 2017 году мы, скорее всего, тоже перейдем к рублевым расчетам с российскими партнерами.

В 2016 году мы, по мере возможностей, старались обеспечить партнерам более-менее стабильные правила работы, без резких изменений условий. Скорректировали прайс-листы с учетом падения покупательной способности автовладельцев. Кроме того, мы создали мощный задел на следующий год: подготовили к выводу на рынок новый бренд, создали базу для технического обучения наших дистрибьюторов.

Наиболее значимым для нашей компании в уходящем году стало пусть и небольшое, но все же увеличение доли рынка и объемов продаж. Для премиум-бренда в текущей ситуации это было совсем не просто, но у нас получилось. Мы постоянно расширяли ассортимент продукции, за прошедший год появилось немало новинок и по тормозным колодкам, и по дискам для легковых автомобилей, выпускаемым TMD Friction под маркой Textar. В 2017 году мы планируем значительное расширение ассортимента в связи с выводом на российский рынок обновленного бренда тормозных колодок Nisshinbo. Начиная с будущего года наш офис будет отвечать за его продвижение на отечественном рынке. В данный момент мы заканчиваем работу над новым каталогом Nisshinbo, в котором, в отличие от текущей редакции, будет гораздо более широко представлен ассортимент для леворульных моделей машин, а также тормозные диски.

Мы рассчитываем, что в 2017 году рынок покажет небольшой рост. Дело в том, что уже в этом году наблюдается заметное оживление в сегменте автозапчастей для коммерческого транспорта. Надеемся, что и рынок комплектующих для легковых автомобилей наконец нащупал дно, глубже «копать» не станет и двинется в небольшой рост».

Сергей Бескоровайный, руководитель отдела маркетинга компании KYB:

«Основные тренды уходящего года - рецессия экономики, ухудшение покупательной способности населения, падение продаж новых автомобилей, общее старение парка и сокращение среднегодового пробега автомобилей. Из положительных тенденций хотелось бы отметить уменьшение волатильности рубля, хотя она и остается на достаточно высоком уровне.

Компания KYB не ставила перед собой заоблачные цели на этот год, мы идем в хороших показателях по выполнению наших планов и задач. Наша доля по рынку не уменьшается в процентном соотношении, мы находимся в плановых показателях по прибыли и объемам продаж.

Естественно, что общие тренды рынка влияют на методику работы с нашими покупателями. Мы оказываем большую поддержку нашим дистрибьюторам и более гибко выстраиваем наши взаимоотношения. В условиях непростой рыночной ситуации мы постарались сохранить потребительские качества нашей продукции в оптимальном соотношении «цена - качество».

Основной спрос прогнозируемым образом смещается из премиум в low-cost-сегмент. При такой модели, конечно, важными факторами становятся угроза появления новых конкурентов с более низкой ценой и зависимость от потребителей с массовым снижением спроса. Наша компания делает все необходимое для снижения себестоимости продукции, но ни в коем случае не в ущерб качеству. Как я и говорил ранее, у компании KYB достаточно большой запас прочности в плане конкурентоспособности. Накопленный опыт и методики позволяют нам с уверенностью противостоять этим факторам. Мы замечаем, как меняются стратегии наших конкурентов по рынку, но более плотная борьба позволяет нам держать себя в тонусе и работать с большей отдачей в угоду нашим потребителям.

Ключевой состав нашей дистрибуционной сети сложился давно, и основные положения нашей торговой политики не претерпевают существенных изменений. Происходят более точная настройка взаимоотношений и адаптация под тренды развивающихся технологий. Совместно с нашими партнерами мы усилили свои позиции на Урале и в Южном федеральном округе. Качественная логистика занимает важную часть в нашем бизнесе. Магазины и станции технического обслуживания стараются оптимизировать свои запасы на полках и работать под непосредственный спрос. В условиях высокой конкуренции на первый план выходят дополнительные программы поставщика и маркетинговая поддержка.

Самое значимое и важное событие для нашей компании, да и для всех наших клиентов, прошло без особого освещения в информационных каналах. Если вы помните, весной 2015 года мы выводили наш московский склад за пределы России. И многие говорили о том, что KYB уходит из России. Так вот, мы занимались и продолжаем заниматься оптимизацией ассортимента и сейчас вернули склад в Москву. На данный момент мы настроили оптимальную схему поставок до наших клиентов с группы складов, которые содержат необходимые логистические запасы. Компания KYB продолжает считать российский рынок стратегическим направлением своей деятельности.

В 2016 году мы активно занимались расширением ассортимента амортизаторов и пружин. Уже сейчас наши клиенты могут заказать с наших складов продукты для таких моделей, как Toyota RAV4 (IV поколение), Mitsubishi Outlander (III поколение), Mazda5 (II поколение), Opel Astra J, Chevrolet Cruze, Chevrolet Cobalt. Мы продолжаем активно разрабатывать новые продукты для локально производимых моделей автомобилей. Часть этих новинок находится на финальной стадии подготовки производства и будет доступна для наших клиентов уже в 2017 году: Hyundai Solaris/Kia Rio, Chevrolet Aveo (II поколение), Ford Focus (III поколение). Всем поклонникам нашего бренда рекомендуем следить за разделом «Новости» на нашем официальном сайте www.kyb.ru, где мы делимся актуальной информацией по всем новинкам ассортимента. На нашем сайте читатели могут найти новые полезные сервисы для себя: «3D-фото», «Экспертный клуб» и другие.

Мы не ожидаем каких-то сильных изменений в 2017 году. Но, по нашим оценкам, в следующем году могут наметиться некоторые положительные тренды. Как говорится, поживем - увидим. У нас есть планы на следующий год, но пока говорить о них преждевременно. Хочу воспользоваться моментом и поздравить всех с наступающим Новым годом! Пожелать всем только позитивных эмоций, веры, надежды и удачи! А удача любит тех, кто прилагает усилия. И все будет замечательно!»

Сегмент рынка тормозных дисков в последнее время активно расширяется. Это связано с увеличением парка автомобилей и с ростом числа машин, которые укомплектованы дисковыми тормозами на обеих осях. К сожалению, снижение контроля за прохождением технического осмотра негативно повлияло на вторичный рынок тормозных дисков. Многие автомобилисты эксплуатируют автомобили с изношенными дисками даже тогда, когда это некомфортно и небезопасно.

Информация собрана маркетинговым отделом нашего журнала.

Впрочем, несмотря на это, компания ВладВнешСервис ещё в 2011 году оценивала емкость российского рынка тормозных дисков более чем в 10 млн. штук в год. При этом рынок, по оценке экспертов данной компании, делится примерно наполовину: 5,2 млн единиц тормозных дисков востребованы в сегменте автомобилей иностранного производства и около 5,1 млн. единиц - в сегменте российских автомобилей. Очевидно, что за прошедшие два года его емкость увеличилась, однако редакция не располагает более свежими данными.

Следует отметить, что в последнее время (вторая половина 2013 года - начало 2014 года) наблюдается снижение объемов продаж новых автомобилей. Если этот тренд окажется продолжительным, то продавцы тормозных дисков (впрочем, как и других автомобильных компонентов) могут столкнуться с замораживанием объемов продаж и даже со снижением спроса. Для того чтобы не столкнуться с этой ситуацией, необходимо уже сегодня начинать активную работу по поводу повышения культуры обслуживания данного узла и тормозной системы в целом с потребителями, которые обращаются на сервисы, ведь продажи дисков уже сегодня происходят преимущественно на автосервисах. Стоимость данного компонента довольно высока, поэтому прежде чем принять решение о замене, владелец автомобиля должен убедиться в невозможности его дальнейшей эксплуатации, а сделать это можно только по результатам диагностики на тормозном стенде и визуального осмотра автомехаником. Самодиагностика, как правило, неэффективна.

Ресурс современного тормозного диска составляет около 80 000 - 100 000 километров пробега (это в идеальных условиях). В России, из - за наличия на рынке тормозных колодок низкого качества и очень тяжелых условий эксплуатации, срок службы диска нередко заканчивается намного раньше. Применение дешевых колодок, а также привычка менять их только после полного износа, приводят к образованию желобков (глубоких рисок) на рабочей поверхности диска. В некоторых случаях эта проблема устраняется после проточки диска, если проблема обнаружена не слишком поздно и толщина диска позволяет выполнить эту процедуру.

Отсутствие качественного сервиса тормозных суппортов (смазка и очистка при каждой смене тормозных колодок) приводит к тому, что колодки не полностью возвращаются в своё положение, после того как водитель отпускает педаль тормоза. Это приводит к ускоренному износу диска.

Высокие риски для состояния диска создают российские дорожные условия, а именно - большое количество луж на дорогах. Внезапное попадание колеса в лужу создает опасность резкого переохлаждения диска, что со временем приводит к образованию трещин.

Что же касается задних тормозных дисков, которые сегодня всё чаще встречаются на иномарках, то для них наибольшую опасность представляет коррозия поверхности. Тормозные диски задних колес при неагрессивной манере езды работают в щадящем режиме. Если при этом и автомобиль эксплуатируется не часто, то задние диски могут покрыться ржавчиной, которая впоследствии отслаивается, и диск изнашивается неравномерно.

Менеджерам станций технического обслуживания необходимо рассказывать об этих рисках своим клиентам. Это позволит, с одной стороны, продлить средний срок службы тормозных дисков, с другой стороны, увеличить количество продаж, либо сервисных операций, которые связаны с обслуживанием этого узла, поскольку своевременное обслуживание диска, колодки и суппорта, как правило, позволяет избежать ранней замены. Так что СТО от проведения такой политики в любом случае будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене, либо на обслуживании.

Целями нашего исследования является оценка доли присутствия в розничном сегменте основных торговых марок тормозных дисков, а также сравнение средних розничных цен на данную продукцию. По традиции исследование проводилось по трём наиболее массовым моделям автомобилей, которые давно представлены на российском рынке и запчасти для которых востребованы на российском вторичном рынке. Это ВАЗ 2110, Renault Logan и Ford Focus II.

Lada



По конкурентности этот сегмент рынка один из самых сложных. На рынке представлено 20 торговых марок тормозных дисков для ВАЗ. При этом наиболее высокие доли присутствия на розничном рынке (диаг.1) имеет одна из крупнейших компаний-импортеров данной продукции (Brembo) - товары ее представлены в 14% торговых точек, а на втором месте по этому показателю находится одна из ведущих российских марок - Автореал (8%). В целом, различия по представленности брендов в этом сегменте минимальны. Десятипроцентный рубеж преодолела только одна компания (Brembo). Подавляющее большинство всех остальных участников представлено в очень небольшом количестве торговых точек - от 8 до 4%. При оценке средних цен на российском рынке на данную продукцию мы были вынуждены использовать стоимость комплекта передних тормозных дисков на ВАЗ 2110 для колес диаметром 14 дюймов. Выбор в пользу комплекта из двух дисков обусловлен тем, что именно в такой фасовке данная продукция чаще всего встречается на рынке более чем у половины поставщиков. Что же касается компаний, которые не поставляют тормозные диски в данной упаковке, то мы были вынуждены взять стоимость их одного диска и умножить её на два, хотя такой подход и не совсем корректен. В верхнем ценовом сегменте (диаг.2) расположились два бренда - ATE и Zimmerman. Стоимость комплекта таких дисков превышает 3000 рублей. В средней ценовой категории (от 2000 до 2700 рублей) располагаются комплекты ещё семи брендов - Brembo, Alnas, TRW, Tornado, Тореро, A.B.S., Pilenga.

Наиболее массовый ценовой сегмент - нижний средний. Комплект таких дисков из двух штук обойдется потребителю в сумму от 1000 до 2000 рублей. Примечательно, что в данном ценовом сегменте мы видим отнюдь не новичков, а хорошо известные бренды автозапчастей (Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli, Автореал и другие).

Renault Logan



Этот сегмент рынка тоже очень сильно насыщен. Наши специалисты насчитали 18 торговых марок тормозных дисков на данный автомобиль, представленных на российском розничном рынке. Однако, в отличие от сегмента российских автомобилей Lada, тут мы видим явного лидера - это диски TRW. Они представлены в каждом четвертом розничном магазине из тех, что принимали участие в нашем опросе. По представленности TRW обгоняет и оригинальные тормозные диски и продукцию марки Bosch, которая представлена в 15% торговых точек. Все остальные поставщики расположились ниже 10% - ного барьера. В данном сегменте есть несколько новых имен, которых не было в сегменте ВАЗ, перечислять их нет смысла — всё видно на диаграмме 3.

Теперь посмотрим на ценовую политику поставщиков. Сильно выделяется на фоне всех независимых брендов продукция OEM. Оригинальные тормозные диски на Renault Logan стоят дороже всех остальных конкурентов в два раза. Самые дорогие диски из сегмента независимых торговых марок поставляют компании Textar, Zimmerman и Valeo. Они составляют среднюю ценовую группу. Все остальные диски расположились в сегменте ниже среднего. Отметим, что, в отличие от предыдущего сегмента в этой диаграмме (№4) мы сравнивали цены не на комплекты тормозных дисков из двух штук, а стоимость одиночного диска.

Ford Focus



В данном сегменте конкуренция не так выражена. Уже не 20, а 14 торговых марок борются за внимание российского потребителя (диаг.5). Главным лидером по представленности в этом сегменте является компания Brembo. Диски этой марки добились такого же успеха, как и TRW в предыдущем сегменте. Почти в каждом четвертом магазине (23%) можно приобрести диски Brembo для Ford Focus. Помимо этого, десятипроцентный барьер представленности преодолели оригинальные тормозные диски, а также продукция таких торговых марок как Bosch и TRW. Таким образом, практически во всех сегментах мы видим один и тот же пул популярных брендов с одной лишь поправкой на то, что в сегменте Lada в этот пул вошли еще и торговые марки российских заводов.

Разброс цен на тормозные диски Ford Focus не такой большой, как в сегменте Renault Logan. Стоимость оригинальных дисков практически сравнялась с ценой на диски независимых брендов из верхнего ценового сегмента (TRW, Textar). Разница в цене между самыми дорогими и самыми дешевыми тормозными дисками на переднюю ось Ford Focus II составляет 1000 рублей.

Комментарии экспертов:


Сергей Хорьков, менеджер по маркетингу компании TRW Automotive :


— Ежегодно компания TRW производит 12 миллионов тормозных дисков. Ассортимент тормозных дисков компании TRW насчитывает около 1200 артикулов - это покрывает 98% автомобильного парка. Наряду с поставками запасных частей на независимый рынок автокомпонентов, мы поставляем тормозные диски на сборочные конвейеры мировых автопроизводителей. Всегда находясь впереди в области разработок, мы ни на минуту не прекращаем разработку самых современных технологий производства тормозных дисков. Благодаря этому наше подразделение по производству продукции для послепродажного обслуживания может предложить потребителю наиболее актуальную продукцию.


Отличительные особенности тормозных дисков марки TRW , которые являются конкурентными преимуществами наших изделий:

. Окрашивание нерабочей поверхности в черный цвет , что позволяет защитить её от коррозии. Ранее тормозные диски обрабатывались специальным составом против коррозии, и при монтаже, сервисы должны были очищать тормозной диск растворителем. Многие этого не делали, поскольку на это требовалось дополнительное время. С окрашенными дисками TRW экономится время при монтаже.

. При производстве дисков используется высокоуглеродистая сталь , что обеспечивает им высочайшую прочность и эффективность.

. Все 100% тормозных дисков TRW отбалансированы на заводе , что исключает биение дисков при эксплуатации.

Благодаря этим преимуществам и при условии правильной установки диска срок его гарантированной эксплуатации сопоставим с двумя сроками эксплуатации тормозных колодок. То есть, тормозной диск рекомендуется менять не реже, чем через одну смену тормозных колодок на автомобиле. Если соблюдать данное правило, то ваш автомобиль всегда будет безопасным как для вас, так и для окружающих.



Кирилл Шипота, директор по маркетингу компании TRIALLI :

— Тормозные диски можно отнести к категории расходных деталей. Конечно, в отличие от тормозных колодок и фильтров, которые требуют замены при прохождении ежегодного ТО, тормозные диски необходимо менять раз в два - три года — в зависимости от их износостойкости и стиля вождения конкретного автовладельца. Особенности спроса на тормозные диски в реалиях Российского рынка автокомпонентов напрямую зависят от количества автомобилей различных марок и моделей. Пока лидирующим спросом пользуются модели тормозных дисков для автомобилей ВАЗ, но уже заметна тенденция смещения спроса в сторону деталей для автомобилей иностранного производства, и с каждым годом этот спрос увеличивается.


Тормозные диски TRIALLI производятся на заводе полного цикла, на котором есть свой литейный цех, а механическая обработка проходит на полностью автоматизированных немецких линиях. Ассортимент тормозных дисков состоит из дисков стандартной (цельной) конструкции - STANDARD , вентилируемых тормозных дисков - VENTILATO , дисков с технологической выточкой - AQUATICO , перфорированные тормозные диски - PERFORATO и модели тормозных дисков с перфорацией и технологической проточкой - модель PERFECTO .


Тормозные диски TRIALLI обладают всеми качествами первоклассной продукции: высокой надежностью, минимальным моментом инерции и прекрасной балансировкой. Отлитые из модифицированного чугуна, прошедшие многочисленные стендовые испытания, тормозные диски TRIALLI являются отличным предложением в среднем ценовом сегменте.

Тормозные диски TRIALLI Standard выполнены из высококачественного сплава, соответствующего самым строгим требованиям к материалу. При предельных тормозящих нагрузках обладают высоким сопротивлением. Равномерный износ дисков гарантирует безопасность, исключает вибрацию и отсутствие биения рулевого колеса и педали тормоза.

Диски VENTILATO имеют так называемую конструкцию «сэндвича»: внутренние ребра обеспечивают усиленную циркуляцию воздуха между рабочими поверхностями диска, что позволяет избежать их чрезмерного нагрева.

Модель AQUATICO имеет на рабочей поверхности технологическую выточку, которая выполняет три функции: отводит грязь, воду и продукты износа к периферии диска, что исключает появление биения и вибрации; предотвращает возникновение фединга («воздушной пленки») при сильном нагреве рабочих поверхностей диска и колодки и служит индикатором износа тормозного диска.

Перфорированные тормозные диски Trialli обеспечивают быстрое рассеивание тепла при интенсивном торможении с высоких скоростей и предназначены для спортивного тюнинга серийных автомобилей. Рекомендованы водителям, предпочитающим агрессивный стиль езды на обычных дорогах как в условиях города, так и на автострадах.

Тормозные диски Trialli Perfecto , разработанные с применением инновационных технологий, обладают всеми преимуществами моделей Aquatico , Ventilato и Perforato . Для улучшения механических свойств и повышения трещиностойкости, исходный сплав модифицируется никелем и кальцием. Тормозные диски Trialli Perfecto были разработаны специально для автоспорта, прошли испытания перегрузками на предельных скоростях и экстремальными погодными условиями. Вентилируемые, с технологической выточкой и перфорацией тормозные диски Trialli Perfecto обладают повышенными характеристиками теплообмена, обеспечивают надежное сцепление диска с тормозными колодками и лучше отводят грязь, воду, продукты износа.

Случайные статьи

Вверх