Функциональные особенности устройства.

Каждый водитель знает, как порой бывает трудно запустить двигательавтомашинызимнимутром после длительной стоянки.Однако сравнительно простое устройство с питанием от сети переменного тока напряжением 220 В существенно облегчит эту задачу. Устройство состоит из двух частей (рис. 1): одна - сетевой источник питания (напряжение 12-14 В); вторая часть смонтирована в моторном отсеке автомобиля. Соединены они между собой помощью специального разъема.

В моторном отсеке с помощью кронштейна (рис. 2) укреплена плата, вкоторойсмонтированыкнопка

И (для «проворачивания» и пускадвигателя), переключатель SA 1 «аккумулятор - сеть» и вилка разъема (для подключения к источнику питания).

Устройство обеспечивает проворачивание коленвала двигателя, а также запуск двигателя ключом замка зажигания или кнопкой SB 1 при включенном зажигании. При этом от источника питания энергию получа­ют от аккумулятора автомобиля.

Работу устройства рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Под­соединяем источник к бортовой сети помощью разъема Х1 (рис. 1). Переключатель SA 1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник под- ; соединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «выключено». Нажатием кнопки SB 1 осу­ществляем проворачивание коленвала двигателя. При этом питание от аккумулятора через контакты кнопки SB 1 подается на тяговое реле. Пи­тание от источника через контакты 1-2 переключателя SA 1 поступаетна тяговое реле и далее через замк­нувшиеся контакты тягового реле - на обмотку стартера.

Запуск двигателя осуществляется ключом зажигания, как обычно. При включенном зажигании запуск осуществляется также при нажатии кнопки SB 1.

При использовании устройства на автомобилях «Москвич-2140» и «Запорожец» в работу вступают контак­ты 1-2 кнопки SB 1, которые пре­пятствуют попаданию тока от источника в систему зажигания автомоби­ля во время работы тягового реле.

Провод, соединяющий контактную пластину «КЗ» на тяговом реле и зажим «ВК» катушки зажигания, не­обходимо отключить. Остальное про­исходит так, как описано выше.

После окончания работы устройст­во отключают от сети и от автомо­биля, а переключатель SA 1 устанав­ливают в положение «аккумулятор».

В качестве трансформатора Т1 использован переделанный авто­трансформатор ЛАТР-1М. Переделка состоит в следующем. Обмотку делят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют па­раллельно и доматывают 45-50 вит­ков провода 01,5 мм. Это будет сетевая обмотка. После прокладки слоя изоляции наматывают обмот­ку II , состоящую из 15 витков прово­да сечением 40-50 мм2.

Диоды - ВК-200 (или другие, рас­считанные на выпрямленный ток не менее 200 А) установлены на тексто­литовой пластине без радиаторов.

Разъем Х1 - самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала. В корпус запрессованы 1 или вклеены гнезда (медная трубка 1X1 мм), к которым припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Переключатель «аккумулятор - сеть» также самодельный. Его устройство видно из того же рисунка.

Провода, по которым осуществляется питание стартера, должны иметь сечение 30-40 мм2 и быть возможно короче. Наличие конденсатора С1 не обязательно.

Каждый водитель знает, как порой бывает трудно запустить двигательавтомашины зимним утром после длительной стоянки. Однако сравнительно простое устройство с питанием от сети переменного тока напряжением 220 В существенно облегчит эту задачу. Устройство состоит из двух частей (рис. 1): одна - сетевой источник питания (напряжение 12-14 В); вторая часть смонтирована в моторном отсеке автомобиля. Соединены они между собой помощью специального разъема.

В моторном отсеке с помощью кронштейна (рис. 2) укреплена плата, вкоторой смонтированы кнопка

И (для «проворачивания» и пуска двигателя), переключатель SA1 «аккумулятор - сеть» и вилка разъема (для подключения к источнику питания).

Устройство обеспечивает проворачивание коленвала двигателя, а также запуск двигателя ключом замка зажигания или кнопкой SB1 при включенном зажигании. При этом от источника питания энергию получа­ют от аккумулятора автомобиля.

Работу устройства рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Под­соединяем источник к бортовой сети помощью разъема Х1 (рис. 1). Переключатель SA1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник под- ; соединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «выключено». Нажатием кнопки SB1 осу­ществляем проворачивание коленвала двигателя. При этом питание от аккумулятора через контакты кнопки SB1 подается на тяговое реле. Пи­тание от источника через контакты 1-2 переключателя SA1 поступает на тяговое реле и далее через замк­нувшиеся контакты тягового реле - на обмотку стартера.

Запуск двигателя осуществляется ключом зажигания, как обычно. При включенном зажигании запуск осуществляется также при нажатии кнопкиSB1.

После окончания работы устройст­во отключают от сети и от автомо­биля, а переключатель SA1 устанав­ливают в положение «аккумулятор».

В качестве трансформатора Т1 использован переделанный авто­трансформатор ЛАТР-1М. Переделка состоит в следующем. Обмотку делят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют па­раллельно и доматывают 45-50 вит­ков провода 01,5 мм. Это будет сетевая обмотка. После прокладки слоя изоляции наматывают обмот­ку II, состоящую из 15 витков прово­да сечением 40-50 мм2.

Диоды - ВК-200 (или другие, рас­считанные на выпрямленный ток не менее 200 А) установлены на тексто­литовой пластине без радиаторов.

Разъем Х1 - самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала. В корпус запрессованы 1 или вклеены гнезда (медная трубка 1X1 мм), к которым припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Переключатель «аккумулятор - сеть» также самодельный. Его устройство видно из того же рисунка.

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25...40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100 А при напряжении 10...14 В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис. 1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА - при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается).

Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260...290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5...2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200...380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь. Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше - домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной - даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15... 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность - одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12...13,8 В при номинальном сетевом напряжении 220 В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, ХЗ нагрузочном резисторе сопротивлением 5...10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок ("плюс" диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники.

Рассказать в:
Каждый водитель знает, как порой бывает трудно запустить двигательавтомашинызимнимутром после длительной стоянки.Однако сравнительно простое устройство с питанием от сети переменного тока напряжением 220 В существенно облегчит эту задачу. Устройство состоит из двух частей (рис. 1): одна - сетевой источник питания (напряжение 12-14 В); вторая часть смонтирована в моторном отсеке автомобиля. Соединены они между собой помощью специального разъема. В моторном отсеке с помощью кронштейна (рис. 2) укреплена плата, вкоторойсмонтированыкнопка И (для «проворачивания» и пускадвигателя), переключатель SA 1 «аккумулятор - сеть» и вилка разъема (для подключения к источнику питания). Устройство обеспечивает проворачивание коленвала двигателя, а также запуск двигателя ключом замка зажигания или кнопкой SB 1 при включенном зажигании. При этом от источника питания энергию получа­ют от аккумулятора автомобиля. Работу устройства рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Под­соединяем источник к бортовой сети помощью разъема Х1 (рис. 1). Переключатель SA 1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник под- ; соединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «выключено». Нажатием кнопки SB 1 осу­ществляем проворачивание коленвала двигателя. При этом питание от аккумулятора через контакты кнопки SB 1 подается на тяговое реле. Пи­тание от источника через контакты 1-2 переключателя SA 1 поступаетна тяговое реле и далее через замк­нувшиеся контакты тягового реле - на обмотку стартера. Запуск двигателя осуществляется ключом зажигания, как обычно. При включенном зажигании запуск осуществляется также при нажатии кнопки SB 1. При использовании устройства на автомобилях «Москвич-2140» и «Запорожец» в работу вступают контак­ты 1-2 кнопки SB 1, которые пре­пятствуют попаданию тока от источника в систему зажигания автомоби­ля во время работы тягового реле. Провод, соединяющий контактную пластину «КЗ» на тяговом реле и зажим «ВК» катушки зажигания, не­обходимо отключить. Остальное про­исходит так, как описано выше. После окончания работы устройст­во отключают от сети и от автомо­биля, а переключатель SA 1 устанав­ливают в положение «аккумулятор». В качестве трансформатора Т1 использован переделанный авто­трансформатор ЛАТР-1М. Переделка состоит в следующем. Обмотку делят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют па­раллельно и доматывают 45-50 вит­ков провода 01,5 мм. Это будет сетевая обмотка. После прокладки слоя изоляции наматывают обмот­ку II , состоящую из 15 витков прово­да сечением 40-50 мм2. Диоды - ВК-200 (или другие, рас­считанные на выпрямленный ток не менее 200 А) установлены на тексто­литовой пластине без радиаторов. Разъем Х1 - самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала. В корпус запрессованы 1 или вклеены гнезда (медная трубка 1X1 мм), к которым припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Переключатель «аккумулятор - сеть» также самодельный. Его устройство видно из того же рисунка. Провода, по которым осуществляется питание стартера, должны иметь сечение 30-40 мм2 и быть возможно короче. Наличие конденсатора С1 не обязательно. Раздел:

В моторном отсеке с помощью кронштейна (рис. 2) укреплена плата, на которой смонтированы кнопка SB1 (для «проворачивания» и пуска двигателя), переключатель SA1 «аккумулятор - сеть» и вилка разъема (для подключения к источнику I питания).


Рис. 2 Плата.

1 - соединительные провода, 2 - штыри, 3 - перемычка, 4 - рычаг переключателя, 5, 6 контакты переключателя, 7- кнопка, 8 - основание, 9 - кронштейн крепления

Устройство обеспечивает проворачивание коленвала двигателя, а также запуск двигателя ключом замка зажигания или кнопкой SB1 при включенном зажигании. При этом от источника питания энергию получают от аккумулятора автомобиля.

Работу устройства рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Подсоединяем источник к бортовой сети с помощью разъема Х1 (рис. 1). Переключатель SA1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник подсоединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «выключено». Нажатием кнопки SB1 осуществляем проворачивание коленвала двигателя. При этом питание от аккумулятора через контакты кнопки SB 1 подается на тяговое реле. Питание от источника через контакты 1-2 переключателя SA1 поступает на тяговое реле и далее через замкнувшиеся контакты тягового реле - на обмотку стартера.

Рис.3 Розетка 1 - соединительные провода, 2- трубка диамтером 10 мм, 3 - корпус

Запуск двигателя осуществляется; ключом зажигания, как обычно. При включенном зажигании запуск осуществляется также при нажатии кнопки SB1.

При использовании устройства на автомобилях «Москвич-2140» и «Запорожец» в работу вступают контакты 1-2 кнопки SB1, которые препятствуют попаданию тока от источника в систему зажигания автомобиля во время работы тягового реле. Провод, соединяющий контактную пластину «КЗ» на тяговом реле и! зажим «ВК» катушки зажигания, необходимо отключить. Остальное происходит так, как описано выше. После окончания работы устройство отключают от сети и от автомобиля, а переключатель SA1 устанавливают в положение «аккумулятор».

В качестве трансформатора Т1 использован переделанный автотрансформатор ЛАТР-1М. Переделка состоит в следующем. Обмотку делят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют параллельно и доматывают 45-50 витков провода 01,5 мм. Это будет сетевая обмотка. После прокладки слоя изоляции наматывают обмотку II, состоящую из 15 витков провода сечением 40-50 мм2.

Диоды - ВК-200 (или другие, рассчитанные на выпрямленный ток не менее 200 А) установлены на текстолитовой пластине без радиаторов.

Разъем XI - самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала. В корпус запрессованы или вклеены гнезда (медная трубка 01X1 мм), к которым припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Переключатель «аккумулятор - сеть» также самодельный. Его устройство видно из того же рисунка.

Провода, по которым осуществляется питание стартера, должны иметь сечение 30-40 мм и быть возможно короче. Наличие конденсатора С1 не обязательно.

Случайные статьи

Вверх