Рецепты мяса по-французски в духовке с мясом, грибами, картошкой
Мясо по-французски - как много в этом слове для сердца русского слилось… Несмотря на название, это блюдо уже давно стало...
У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.
Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:
Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:
В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:
Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.
Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:
Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:
Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.
Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать...
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности... И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
(Н. Смелзер )
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны черты:
1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;
2) социальная: наличие социальных потребностей.
Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.
Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.
Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.
Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.
Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.
В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.
Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.
На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.
Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.
Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.
Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.
Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.
Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.
Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.
Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.
Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.
Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.
Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.
Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.
Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.
Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.
В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.
В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.
Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.
Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.
Пояснение.
К естественным наукам относятся науки: о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).
Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).
Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).
Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).
А) логика - науки о познании и мышлении.
Б) математика - точные и технические.
В) история - социально-гуманитарные.
Г) политология - социально-гуманитарные.
Д) физика - естественные.
Ответ: 42113.
Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) У Антона голубые глаза - биологические.
Б) Рост Петра - 180 см - биологические.
В) Анна трудолюбива - социальные.
Г) Катя очень отзывчива - социальные.
Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих - социальные.
Ответ: 11222.
Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
6) особенности мировоззрения
Пояснение.
Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир, но как биологический вид подчиняется законам биологии - он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души - его индивидуального духа.
Ответ: 123.
Ответ: 123
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Кирилл Соболев
07.11.2015 15:50
Темперамент не обусловлен билологически
Валентин Иванович Кириченко
Темперамент - это определенный набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности.
Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
Пояснение.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию - да, верно.
3) забота о потомстве - нет, неверно.
4) приспособление к условиям окружающей среды - нет, неверно.
5) стремление понять окружающий мир - да, верно.
6) общение с помощью членораздельной речи - да, верно.
Ответ: 256.
Ответ: 256
Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
Олег Захаров
28.04.2016 15:14
Разве п.3 не относится к социальной природе человека?
Валентин Иванович Кириченко
Нет, это характерно и для животных
Елена Ватолина
06.05.2016 16:02
целеполагание присуще животным, для человека свойственна целеНАПРАВЛЕННАЯ деятельность
Валентин Иванович Кириченко
Целеполагание присуще только мыслящим существам, животным нет.
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
Пояснение.
С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества: разум, воля к самосовершенствованию, духовность, высокий уровень абстракции, совесть, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум).
1) использование предметов, данных природой - нет, неверно.
2) стремление объяснить законы природы - да, верно.
3) продолжение рода - нет, неверно.
4) общение с помощью членораздельной речи - да, верно.
5) приспособление к условиям окружающей среды - нет, неверно.
6) способность к мышлению - да, верно.
Ответ: 246.
Ответ: 246
Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Елена Дяблова
28.11.2017 13:00
Пояему не подходит 1 номер ответа?
Валентин Иванович Кириченко
Животные тоже могут использовать предметы
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.
Пояснение.
«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности - нет, неверно.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью - да, верно.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности - да, верно.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения - да, верно.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. - нет, неверно.
Ответ: 234.
Фируза Токтоньязова
11.04.2017 22:46
Первая позиция неверна однозначно. Не все живые существа способны к творческой деятельности. Животные не способны, тем не менее мы не можем их не причислять к живым существам.
Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
2) Лариса - честный человек.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
5) Лариса - внешне привлекательная девушка.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
Пояснение.
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.
1) Рост Ларисы ниже среднего - нет, неверно.
2) Лариса - честный человек - да, верно.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза - нет, неверно.
4) Лариса добрая и отзывчивая - да, верно.
5) Лариса - внешне привлекательная девушка - нет, неверно.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками - да, верно.
Ответ: 246.
Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана - 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван - добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Пояснение.
Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления. Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца. Позитивные черты личности часто называют - качества личности.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза - нет, неверно.
2) Рост Ивана - 180 см - нет, неверно.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой - да, верно.
4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам - да, верно.
5) Иван - добрый и отзывчивый человек - да, верно.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией - да, верно.
Ответ: 3456.
Dima Dima
18.11.2018 23:10
Мне кажется ответ 3 может быть и не верным, т.к уход за бабушкой ему может не нравиться, делает чисто из-за обязанностей перед родителями
Иван Хеорхе
Личность определяется не тем, что нравится ему или не нравится, а его активным участием в системе социальных отношений, выполнением социальных ролей, наличием социально-значимых качеств.
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) потребность в пище - биологические
Б) потребность в тепле - биологические
В) потребность в признании - социальные
Г) потребность в отдыхе - биологические
Д) потребность в общении - социальные
Ответ: 22121
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).
Социальные потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).
Духовные потребности связаны с духовно-творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).
А) B общении - социальные.
Б) B приобретении новых знаний - духовные (идеальные).
В) B пище - биологические (естественные).
Г) B общественном признании - социальные.
Д) B воздухе для дыхания - биологические (естественные).
Ответ: 21323.
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
К социальной природе относятся качества, которые вырабатываются у человека в обществе. К биологической природе качества которые заложены в человеке природой.
A) способность к продолжению рода - биологическая.
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды - биологическая.
B) способность накапливать знания и трудовые навыки - социальная.
Г) способность видеть цель своих действий - социальная.
Д) способность оценивать себя и других - социальная.
Ответ: 22111.
Ответ: 22111
Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
Пояснение.
Человека принято считать «человеком разумным», так как он качественно развился в процессе эволюции, благодаря чему стал отличаться от животных. Как биологический вид человек обладает следующими характеристиками: телесными признаками, приспособленными к труду высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир сознанием, помогающим познавать окружающий мир мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки строением зубов, изменившим форму черепа. Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами: отношением к труду и деятельности осознанным отношением к природе целенаправленной и спланированной социальной активностью воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей созданием семьи как социальной ячейки общества воспитанием и образованием молодого поколения развитием способностей и талантов поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью - да, верно.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт - нет, неверно.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью - да, верно.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность - нет, неверно.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ - нет, неверно.
Ответ: 13.
андрей поляков
19.01.2017 09:41
объясните почему не подходит ответ "5"
Валентин Иванович Кириченко
Предметы могут использовать и животные, например, приматы. но не умеют их изготавливать.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид - единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Пояснение.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью - нет, неверно, прямой связи нет.
2) Индивид - единичный представитель человечества - да, верно.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др - нет, неверно, это биологические.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом - да, верно.
5) Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни - да, верно.
Ответ: 245.
Владислав Михайлов
22.05.2017 15:53
Валентин Иванович Кириченко
Разработчики КИМов с вами не согласны.
Установите соответствие между характеристиками и компонентами человеческой природы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) тип телосложения - биологическая природа.
Б) память, быстрота реакции - психическая природа.
В) темперамент - психическая природа.
Г) ценностные ориентации - социальная природа.
Д) эмоциональная устойчивость - психическая природа.
» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.
Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.
В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.
Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.
Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.
Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .
Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.
В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.
Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.
Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.