Леонардо да винчи рука человека. Леонардо да Винчи – итальянский гений

Леонардо обрел всемирную славу, благодаря всестороннее развитому интеллекту. Этот уникальный человек сделал несколько открытий в области медицины, науки, инженерного дела, которые изменили мир.

И хотя сам гений считал себя ученым, а живопись – лишь хобби, потомки ставят его вклад в искусство на одну ступень с прочими заслугами, ведь картины художника воистину шедевральны. Впрочем, смотрите сами размещенные на этой странице фото оригиналов картин в хорошем качестве с увеличением значимых участков и с описанием каждого шедевра художника.

Название полотна, написанного в 1503-1505 гг, переводится как «Портрет госпожи Лизы Джоконды».

Личность изображенной женщины остаётся загадкой по сей день, хотя по самой правдоподобной версии, она - супруга торговца шёлком, с которым дружил да Винчи во Флоренции.

Мона Лиза – девушка в темных одеяниях, вполоборота повернувшаяся к зрителю. Каждая деталь образа прописана невероятно подробно, а лёгкая улыбка, коснувшаяся её губ, приятно удивляет. Портрет считается одним из лучших в своём жанре и передаёт самые возвышенные помыслы итальянского Ренессанса. На данный момент он украшает собою парижский Лувр.

Картина да Винчи под названием «Айзелуортская Мона Лиза»

Портрет всё той же госпожи Лизы, но отличающийся фоном, наличием колонн и менее тщательной прорисовкой деталей. Ведутся споры касательно времени её написания.

Одни историки утверждают, что это поздний вариант «Джоконды», другие же уверены, что это её первая версия.

Картина была продана коллекционеру Блейкеру, разместившему её в собственной студии, находившийся в Айзелуорте – западной части Лондона. Данный район и дал «имя» легендарному портрету.

Художественное произведение - «Мадонна Литта»

Литта – миланская семья, на протяжении XIX века хранившая «Мадонну» вместе с другими картинами своей коллекции. Сегодня полотно принадлежит Государственному Эрмитажу. Оно было написано в 1490-1491 гг, изображает женщину, кормящую младенца.

Взгляд девушки, задумчивый и полный нежности, устремлен на ребёнка. Малыш же смотрит на зрителя, придерживая грудь матери одной рукой и держа щегла в другой.

«Мадонна Бенуа»

Картина написана в 1478-1480 гг и не завершена. На сегодняшний день принадлежит Императорскому Эрмитажу.

Да Винчи поместил Мадонну и младенца Иисуса в полутёмную комнату, освещаемую светом из открытого окна.

В работе чувствуется особая игра света и форм. Девушка искренне улыбается, а упитанный серьёзный малыш увлеченно смотрит на крестоцвет.

«Мадонна в скалах»

Под таким названием существует две почти идентичные картины. В Лувре выставлена версия, написанная приблизительно в 1483-1486 гг, а в Национальной галерее Лондона – созданная немного позднее.

На полотне изображены Дева Мария, Иоанн Креститель, ангел и младенец Иисус. В целом, оно имеет умиротворенную атмосферу, пропитанную нежностью. Отвесные скалы, являющиеся пейзажным фоном, создают эксклюзивный контраст.

«Мадонна с Младенцем и святой Анной»

Эта картину часто путают с полотном да Винчи под названием «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». «Мадонна с Младенцем и святой Анной» принадлежит кисти немецкого художника Альбрехта Дюрера. Она была написана в 1519 году и не имеет ничего общего со всемирно известным гением.

«Мадонна с гвоздикой»

О картине не было известно до 1889 года, пока она не оказалась в музее Старой Пинакотеки.

На нём изображена спокойная Мадонна с младенцем Иисусом на руках, которая смотрит на дитя с нескрываемой нежностью. Ребёнок же активен, он словно играет, протягивая руки к незримой бабочке.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» неоконченная картина

Этот неоконченный шедевр сегодня находится в парижском Лувре. Для его создания да Винчи применил известный в Италии сюжет, в котором Мадонна находится на коленях у своей матери Анны, держа на руках собственного сына Иисуса.

Эффект имеет названием mise en abyme. Предположительная дата написания – 1508-1510 гг.

«Дама с горностаем»

Картина, созданная в 1489-1490 гг, хранится на территории Польши. Считается, что на портрете изображена Чечилия Галлерани – любовница Лодовико Сфорца, Миланского герцога.

Девушка прописана подробно и реалистично. Наличие горностая имеет множество версий. По самой распространённой, этот зверёк символизирует чистоту и целомудрие. На картину он помещен, чтобы передать данные черты Чечилии, указать на её внебрачные отношения с герцогом, которые не пятнают репутацию красавицы, а являются проявлением искренней любви.

«Джиневра де Бенчи» - художественное изображение поэтессы

Она была известной поэтессой и платонической возлюбленной Бернардо Бембо, который, как утверждают историки, и является заказчиком портрета.

Да Винчи работал над ним с 1474 по 1476 год.

Девушка на полотне не улыбается, она задумчива и спокойна, одета в простое платье без излишеств. Украшает её только шарф и маленькая жемчужина на шее. В настоящее время картина представляется в Вашингтонской Национальной галерее искусства.

«Джиневра де Бенчи» (обратная сторона)

На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat».

В переводе изречение звучит не менее роскошно: «Красота - украшение добродетели».

Пальмовая ветвь и лавр олицетворяют добродетель, а можжевельник – поэтическую составляющую. Фон имитирует плиту из порфира, символизирующего редкое и неизменное совершенство.

«Леда и Лебедь» - копия картины художника

Данная картина ныне утрачена, но сохранились её копии, написанные другими художниками, предварительные наброски да Винчи, упоминания в исторических документах. Предположительное время написания – 1508 год.

Полотно изображало Леду, стоящую в полный рост и обнимающую шею лебедя. Девушка смотрела на играющих в траве детей. Если судить по лежащей рядом скорлупе, малыши появились на свет из больших яиц.

«Изабелла д’Эсте»

Изабеллу д’Эсте величают «примадонной Возрождения».

Она была великой ценительницей искусства и одной из известнейших девушек Италии. Изабелла дружила с да Винчи и многократно просила создать её портрет, но гений взялся за него лишь однажды.

Увы, но после создания эскиза карандашом, который художник выполнил в 1499 году, он забросил своё творение.

«Крещение Христа» - картина да Винчи и Андрея Верроккьо

Данная картина была написана да Винчи в соавторстве с его учителем Андреа Верроккьо в 1475 году.

Заказал её бенедиктинский монастырь валломброзианов Сан-Сальвии, который хранил полотно до 1530 года, после чего передал его флорентийской галерее Уффици.

Фрагмент картины «Крещение Христа» - личное произведение Леонардо

Ценители творчества да Винчи могут насладиться фрагментом «Крещения Христа», выполненным лично Леонардо.

Часть картины изображает отдельные элементы пейзажа и двух ангелов – тот, что слева является работой гения. По легенде, Верроккьо был так сильно поражен мастерством ученика, что забросил искусство, считая себя недостойным его.

«Поклонение волхвов»

Картина была начата по заказу монахов-августинцев из монастыря Сан Донато в 1481 году, но не завершена из-за того, что художнику пришлось уехать в Милан. На сегодняшний день работа хранится в галерее Уффици.

На заднем плане можно увидеть развалины дворца или, предположительно, языческого храма, всадников на конях, скалы. В центре полотна нарисована Мария с новорожденным Иисусом. Её окружили паломники, желающие поклониться сыну божию.

Историки считают, что крайнего парня справа да Винчи писал со своей натуры.

«Иоанн Креститель»

Картина в классическом стиле, отличающаяся от других отсутствием пейзажа и глухим фоном, была создана в 1514-1516 гг. Сегодня её можно лицезреть в парижском Лувре.

Фигура Иоанна Крестителя снабжена традиционными символами:

  • тонким тростниковым крестом;
  • шерстяной одеждой;
  • длинными волосами.

Поднятый вверх палец правой руки тоже является традиционным жестом, который часто появляется на картинах да Винчи. Возможно, таким образом художник хотел передать нечто важное. Образ Иоанна изнежен, у него мягкая улыбка и удивительный взгляд, словно проникающий в душу зрителю.

«Святой Иероним» - незаконченное полотно автора

Полотно было заказано церковными властями Флоренции в 1481 году, но да Винчи пришлось отбыть в Милан, поэтому оно не завершено. Состояние, в котором оно дошло до нашего времени, критическое – его собирали практически по кускам, поэтому оно хранится в Пинакотеке Ватикана под тщательным и аккуратным присмотром.

Набросок показывает Святого Иеронима, поза которого указывает на то, что мужчина кается. Рядом отдыхает лев – вечный спутник Иеронима.

Картина под названием - «Тайная вечеря»

Роспись заказали герцог Лодовико Сфорца и его супруга Беатриче д’Эсте в 1495 году. Картина, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была окончена в 1498 году. Фамильный герб Сфорца можно разглядеть на люнетах, образованных потолком с тремя арками. Сегодня работа хранится в монастыре Милана.

«Благовещение» - ангельское произведение художника

Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.

Крылатый архангел Гавриил стоит на коленях, держа в левой руке белую лилию, олицетворяющую непорочность. Правой рукой он благословляет Марию. Около девушки стоит мраморная подставка, украшенная рельефом, на которой лежит Библия. Произведение выставлено в музее Уффици.

«Благовещение – пейзаж»

Пейзаж «Благовещения», находящийся на заднем плане картины, стоит отдельного внимания. Леонардо да Винчи поместил на него удаляющуюся вдаль реку с виднеющимися мачтами кораблей, резные силуэты деревьев, стены и башни портового города, который окутан бледноватой дымкой вершины горы.

«Музыкант»

Данный портрет был переписан великим итальянским художником почти до неузнаваемости в 1490-1492 гг. Затем он оставил своё произведение незавершенным. Сегодня картина хранится в Пинакотеке Амброзиана, Милан.

В XIX принято было считать, что на полотне изображен герцог Лодовико Сфорцо. Но в XX, во время восстановительных работ, удалось разобрать слова на бумаге, которую держит в руках изображенный парень. Ими оказались начальные буквы слов Cantum Angelicum, что в переводе звучит как «ангельская песнь». Рядом нарисованы ноты. Благодаря этому открытию, на произведение стали смотреть иначе, дав ему соответствующее название.

Последняя картина Леонардо да Винчи выставлена в Лувре

Перед Вами на фотографии самая последнее творение Леонардо - «Святая Анна и Мария с младенцем». Живописец трудился над этой картиной 20 лет. В настоящее время она выставлена в Лувре.

Продолжение экспозиции. . .


Леонардо да Винчи смело можно отнести к уникальным людям нашей планеты... Ведь он известен не только как один из величайших художников и скульпторов Италии, а также как величайший ученый, исследователь, инженер, химик, анатом, ботаник, философ, музыкант и поэт. Его творения, открытия и исследования не на одну эпоху опередили время.

Леонардо да Винчи был рожден 15 апреля 1452 года недалеко от Флоренции, в городе Винчи (Италия). Про мать да Винчи, известно довольно мало информации, только то что она была крестьянкой, не состояла с отцом Леонардо в браке и до 4-х лет занималась воспитанием сына в деревне, после чего он был переправлен в семью отца. А вот отец Леонардо, Пьеро Винчи, был довольно богатым гражданином, работал нотариусом, а также имел в своем владении земли и титул мессэра.

Леонардо да Винчи начальное образование, в которое входило умение писать, читать, основы математики и латыни получал на дому. Для многих была интересной его манера писать в зеркальном отражении слева направо. Хотя при необходимости мог без особого труда писать и традиционно. В 1469 году сын вместе с отцом переезжает во Флоренцию, где Леонардо начинает изучать профессию художника, не самую почитаемую в то время, хотя у Пьеро и было желание, чтобы сын унаследовал профессию нотариуса. Но в то время незаконнорожденный не мог быть ни врачом ни юристом. И уже в 1472 году Леонардо принимают в гильдию живописцев Флоренции, а в 1473 году написана самая первая датированная работа Леонардо да Винчи. На этом пейзаже был изображен набросок долины реки.

Уже в 1481 - 1482 гг. Леонардо был принят на службу к правителю Милана того времени Лодовико Моро, где исполнял обязанности устроителя придворных праздников, а по совместительству военного инженера и гидротехника. Занимаясь архитектурой да Винчи оказал огромное влияние на зодчество Италии. В своих трудах он разрабатывал разнообразные варианты современного идеального города, а также проекты центрально-купольного храма.

В это время Леонардо да Винчи пробует себя в различных научных направлениях и практически везде достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. Поэтому с большим удовольствием в 1517 году принимает приглашение французского короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во Францию. В этот период двор Франции пытается довольно активно приобщаться к культуре итальянского Возрождения, поэтому художника окружают всеобщим почитанием, хотя по свидетельствам многих историков, это почитание было скорее показным и носило внешний характер. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в , недалеко от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.

Галерея работ Леонардо да Винчи-Картины-


Джоконда - Мона Лиза (1503)


Сесилия Галлерани, Дама с горностаем (1485)


Ginevra де Benci


Мадонна Литта (1490)


Мадонна Литта (DETT)


Мадонна с младенцем и Святой Анны (1510)


Мадонна с младенцем и Святой Анны - деталь (1510)


Иоанна Предтечи (1513)


Барышня


Мадонна с гвоздикой (1478)


Девы Скалы (1506)


Портрет музыканта (1485)


Красивые Ferronière (1490)


Поклонение волхвов (1481)


Леда и лебедь (DETT)


Леда и лебедь


Леда и лебедь (1510)


Леда (1530),


Мадонна dell"arcolaio (1510)


Мадонна dell"arcolaio (DETT)


Св. Иоанн в пустыне (Вакха) (1510)


Крещение Христа (1485)


Крещение Христа (подробно)


Девы Скалы (DETT)


Благовещения (1472)


Благовещение (подробно)


Благовещение (подробно)


Благовещение (подробно)


Мадонна с гвоздикой (DETT)


Девы Скалы (DETT)


Св. Иероним (1480)


Тайная вечеря

Скульптуры и статуи Леонардо


Конная статуя


Конная статуя


Конная статуя


Бюст Флоры

Биография и Жизнь Леонардо да Винчи (1452-1519)

Портреты и биографии Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, живописец, архитектор, ученый и писатель, один из самых выдающихся умов, произведенных человечеством, внебрачным сыном нотариуса Пьеро, и крестьянская девушка, родившаяся 15 апреля 1452 в Винчи, небольшой деревне в Тоскане. После Детство, проведенное в спокойной сельской местности Флоренции, жил с матерью в первые годы, а затем на отца, в возрасте 17 лет, за его навыки рисования, принято в качестве ученика в художественной студии Андреа дель Верроккьо. находится во Флоренции, где он оставался до тридцати лет, Леонардо, рисует, краски и исследованиям, заинтересованы во всех областях человеческого знания. сожалея, что вы еще не изучал латынь, он считается "Омо без буквы" и попытаться узнать это сам, как самоучка исследует " анатомии, техники, архитектуры и других наук. После жеребьевки, письмо это его страсть, он пишет все время, делайте заметки и делать наброски эскизов, но для поддержания полной секретности о своих записях, Леонардо использует в сочинении песен слева направо и анаграмма слова, по которым хочет сохранить конфиденциальными. В 1482 году, Леонардо да Винчи взят ко двору Людовико иль Моро, где она имеет, прежде всего, проекты с военной техникой, гидротехническое строительство, архитектура и, в конце концов, как художник и скульптор с дизайном бронзовую лошадь на памятник Франческо Сфорца. В Милане, которые затем, с его сто тысяч жителей, был одним из крупнейших городов Европы, Леонардо да Винчи остается до конца 1499 года падение Сфорца. За эти годы, Леонардо рисует много, помню портрет Сесилия Галлерани, "Дама с горностаем", первая версия "Девы Скалы" и знаменитая "Тайная вечеря" в S. Мария делле Грацие. "ы фрески, сделанные с техникой, изобрел Леонардо, занимали его в течение трех лет, с 1495 по 1498. Леонардо отвечает за украшения замка Сфорца выполнена по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца, также изобретают фантастические машины театральные небеса представителя и небо со звездами в движении, что полностью побежденной миланским. После падения Людовико иль Моро, под давлением французских войск Людовика XII, Леонардо покинул Милан и начинает долгое путешествие собирается из Мантуи, Венеция и Фриули, чтобы прибыть во Флоренции. между 1500 и 1512, живет во Флоренции, Риме, Милане, имея дело с анатомией, городская архитектура, оптики и гидротехнические. В 1513 году Леонардо переехал в Рим, где он отвечает за размещение Порт Чивитавеккья, создание проекта для слива Понтийские болота проектом, когда-либо выполненных в смерти Папы, работа с горящими зеркала, которые прибывали из Германии и продолжает заниматься анатомией, что ставит его в сложное положение и что привело его принять приглашение короля Франции, Франциск I поступила со многими почестями принят королем Франции, он поселился в замке Клу, он был назначен первым художником, архитектором и инженером короля независимый проект Королевский дворец Роморантин, Франческо Я хочу построить для своей матери Луизы Савойской, Леонардо имеет возможность продолжить свои исследования гидрологических, началось лет, прежде чем на Сфорца, а также планы маленького городка, который предусматривает даже движение русло реки, который обогащает воды и орошения на окружающую местность. Франциска I, Леонардо продает портрет Моны Лизы, которая началась во Флоренции, и к которому он не работал с перерывами до 1506, что он никогда не считается законченным и сопровождали их в путешествии. называют французским Джоконда Мона Лиза, живопись маслом на древесины тополя, см. X 77 см. 53, теперь принадлежит коллекции Лувра в Париже и является самой известной картиной в мире.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 в своей резиденции в Клу, и был похоронен в церкви S. Валентино в Амбуазе, в результате чего все его рукописи, рисунки и инструменты наследия ученики Салаи и Мельци.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.
Случайные статьи

Вверх