Уровень урбанизации мира Субъекты рф с самым высоким показателем урбанизации
По удельному весу городское населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан...
Радиатор играет важную роль в работе мотора, поэтому в случае его разгерметизации машина не может длительное время продолжать движение. Но что делать в такой ситуации водителю? Далее мы рассмотрим, как устранить течь в дорожных и домашних условиях.
Как известно, современные автомобили имеют жидкостную систему охлаждения. Принцип такой системы основан на том, что охлаждающая жидкость циркулирует через двигатель и отводит от него тепло. Но жидкость тоже должна охлаждаться, иначе она закипит и превратится в пар. За охлаждение жидкости как раз и отвечает радиатор, который представляет собой емкость-теплообменник. Его конструкция достаточно простая – основой служат медные или алюминиевые трубки, которые соединены пластинами. Последние образуют так называемые соты, что позволяет радиатору полностью продуваться.
Теплообменник располагается сразу же за решеткой радиатора, т.е. перед двигателем. Благодаря этому во время движения поток ветра охлаждает жидкость. В случае его разгерметизации охлаждающая жидкость вытекает из системы, в результате чего двигатель начинает перегреваться. С пустым радиатором, конечно же, продолжать движение и даже заводить мотор нельзя, так как это приведет к серьезному и дорогостоящему ремонту двигателя.
Итак, вы в дороге заметили, что стрелка датчика температуры пошла вверх. Сразу же необходимо прекратить движение и заглушить мотор. Не спешите открывать крышку радиатора, так как вверх может вырваться столб пара и причинить ожог. Поэтому несколько минут нужно подождать, особенно если жидкость закипела.
Пока остывает радиатор, осмотрите его и подходящие к нему патрубки визуально и постарайтесь найти место разгерметизации. Чаще всего причина разгерметизации системы охлаждения заключается не в пробоине радиатора, а некачественном соединении патрубков. Надо сказать, что проще всего найти место разгерметизации в зимнее время, так как в этом случае, пока жидкость горячая, на участке утечки отчетливо виден пар. В теплое же время года нужно внимательно осмотреть каждый патрубок и уделить максимум внимания соединениям.
Если причина действительно в плохом соединении одного из патрубков, нужно просто подтянуть хомут. Если патрубок имеет трещину, можно временно наложить заплатку, чтобы доехать до ближайшего магазина запчастей. Для этого обмотайте его куском резины, к примеру, обрезком камеры, и затяните хомутами. В крайнем случае можно даже воспользоваться изолентой.
После устранения течи необходимо открыть крышку радиатора и долить жидкость. Если антифриза под рукой у вас не оказалось, добавьте чистую воду (кипяченую или очищенную). Это позволит доехать до автомагазина или ближайшей СТО без каких-либо негативных последствий для двигателя.
Если место течи не было обнаружено, открутите крышку радиатора и загляните в горловину. Если уровень жидкости в норме, то причина перегрева связана с загрязнением радиатора, а не его разгерметизацией. В таком случае нужно дать двигателю остыть, после чего доехать до СТО или гаража и
Если ваши самые худшие опасения подтвердились, т.е. вы заметили, что подтекает радиатор, не спешите вызывать эвакуатор. Чтобы временно устранить течь в дороге, можно воспользоваться некоторыми "дедовскими" методами:
Все эти средства позволят лишь временно устранить течь, чтобы добраться до места назначения. Затем радиатор обязательно нужно будет отремонтировать и тщательно промыть. Следует понимать, что добавление любых компонентов в охлаждающую жидкость – это крайняя мера. Поэтому, если вам повезло и вы обнаружили место протечки, не снимая радиатор, лучше заделать течь снаружи. Правда, сделать это можно, если у вас имеется под рукой автомобильный герметик.
Для заделки пробоины придется вначале слить охлаждающую жидкость, открутив краник под радиатором. Если не слить жидкость, она будет сочиться через пробоину, и герметик не застынет. Затем поврежденный участок надо тщательно протереть, чтобы он был сухим и чистым. После этого на пробоину нужно нанести герметик и подождать некоторое время, пока он застынет. По завершению ремонта следует залить в емкость охлаждающую жидкость.
Подобный дорожный ремонт отнимет у вас больше времени, но зато вы не рискуете забить систему охлаждения, что особенно актуально для современных автомобилей, имеющих узкие протоки.
В автомагазинах существуют специальные средства, которые могут устранить течь радиатора изнутри. Особой популяностью среди автомобилистов пользуется Kuhler Dichter от Liqui Moly. Принцип действия у этого средства такой же, как и у вышеописанных народных методов, единственное, наполнителем здесь служат безопасные полимерные добавки. Они заполняют трещину, но при этом не причиняют вреда системе охлаждения. Стоимость баллончика Kuhler Dichter емкостью 0,125л составляет 1330 рублей.
От приобретения дешевых средств лучше отказаться, так как вам никто не даст гарантию, что они не выполнены на основе той же горчицы или перца. Еще хуже, если в состав средства добавлен цемент, так как это приведет к закупорке каналов и, как следствие, закипанию двигателя.
Все подобные средства, которые добавляются в антифриз, тоже являются временной мерой. Поэтому в любом случае вам придется демонтировать радиатор и выполнить более серьезный его ремонт.
Прежде чем приступить к ремонту, нужно слить жидкость с радиатора, затем отсоединить его от патрубков и демонтировать. Как показывает практика, в большинстве случаев найти пробоину или трещину не просто даже после демонтажа теплообменника. В таком случае для ее обнаружения можно выполнить следующие действия:
Дальнейшие действия зависят от того, из какого материала выполнена емкость. Если трубка алюминиевая, то качественно запаять ее вряд ли удастся в домашних условиях. В таком случае лучше воспользоваться холодной сваркой. Ремонт выполняется следующим образом:
Если радиатор выполнен из меди или латуни, его нужно запаять. Для этого вам понадобится мощный паяльник – не менее 250 Вт. Предварительно надо удалить с места пайки накипь, а затем обезжирить поверхность. Сам процесс пайки стандартный – вначале ровным слоем наносится канифоль, после чего накладывается припой.
Чтобы не заниматься сваркой или склейкой, к примеру, если к пробоине затруднен доступ, поврежденную трубку можно просто пережать. Радиаторы так устроены, что эта мера не скажется на эффективности системы охлаждения, если, конечно, повреждена не одна из центральных магистралей. Но центральные магистрали просто физически пережать невозможно.
Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать вам о течи радиатора. Как вы видите, эта ситуация неприятная, но не безвыходная.
С проблемой утечки охлаждающей жидкости из радиатора ВАЗ может столкнуться каждый. Бывают ситуации, когда нет возможности поехать на станцию техобслуживания и приходится решать проблему своими силами. В таких случаях какого-то универсального средства не существует, но выход найти можно всегда. Главное – трезво оценить ситуацию.
В первую очередь нужно найти место утечки. Иногда это сделать довольно легко, а в некоторых случаях придется снимать радиатор. В первую очередь стоит проверить места крепления верхнего и нижнего патрубков к радиатору – большинство протечек происходит именно там.
Если же патрубки в порядке, нужно максимально очистить радиатор от грязи и пыли, завести двигатель и дать ему хорошо прогреться. Давление в системе охлаждения повысится и трещина станет видна. Если трещина небольшая и охлаждающая жидкость уходит из системы с небольшой скоростью, необходимо снять радиатор и внимательно его осмотреть.
Даже самая небольшая трещина будет видна при скрупулезном изучении радиатора. Все работы с радиатором лучше производить, когда он снят с автомобиля.
Самый простой, но не всегда целесообразный способ устранить течь радиатора ВАЗ – воспользоваться специальными присадками, которые нужно добавлять в охлаждающую жидкость. Такие присадки имеют свойство полимеризироваться при соприкосновении с воздухом.
Во время работы двигателя охлаждающая жидкость вместе с присадкой будет выходит, за счет чего создастся своеобразная пробка, которая закроет место течи. Единственный минус такого способа устранения проблемы – в случае с крупной трещиной он займет много времени.
Многие заливают такую присадку в целях профилактики – при появлении самой маленькой, даже микроскопической трещины, она надежно ее перекрывает и не дает ей увеличиться.
Второй вариант – использование холодной сварки. Если течь образовалась на пластиковой части радиатора, необходимо обезжирить проблемное место и нанести холодную сварку. Если же утечка происходит в металлической его части, вопрос осложняется – не всегда можно подобраться к нужному месту.
В таком случае можно отогнуть или срезать несколько ребер радиатора в месте протекания (это не повлияет на его работу), после чего использовать холодную сварку. При нанесении холодной сварки лучше всего обработать весь периметр трубки, чтобы избыточное давление и вибрация не привели к ее отслаиванию.
При работе с холодной сваркой нужно помнить, что наносить ее можно только на тщательно очищенный и обезжиренный металл, а из радиатора должна быть слита вся охлаждающая жидкость. Нелишним будет продуть его с помощью , если же нет такой возможности – то просто хорошо просушить.
Наиболее радикальный способ – пайка радиатора. Не каждый сможет это сделать, так как стенки трубок достаточно тонкие и во время работы есть опасность их повредить. Также многие считают, что алюминиевые радиаторы запаять невозможно и нужно просто устанавливать новый.
Охлаждение силовых агрегатов автомобилей осуществляется через отвод тепла антифризом, который омывает стенки блока цилиндров внутри рубашки, а затем попадает в радиатор. За счет обдува воздухом температура охлаждающей жидкости снижается до 70 – 75 ºC. Когда течет радиатор охлаждения, количество антифриза снижается, а отвод тепла затрудняется. Для дизельного мотора и двигателя с бензиновым топливопитанием такая течь означает быстрый перегрев, заклинивание и полный выход из строя.
В систему охлаждения автомобиля заправляется до 10 – 15 литров антифриза. Это небольшой объем, поэтому даже незначительная утечка охлаждающей жидкости уже через несколько километров приведет к повышению температуры с дальнейшим загоранием предупреждающего сигнала.
Принимать меры по устранению проблем с радиатором охлаждения нужно, пока в системе еще остался антифриз. В противном случае перегрев приводит к значительному расширению металла деталей поршневой группы, в результате чего происходит заклинивание двигателя.
Если потек радиатор, искать причину нужно в целостности отдельных элементов системы охлаждения (рубашка двигателя, шланги, патрубки). Повреждения или деформации этих деталей, а также коррозия и естественный износ часто приводят к появлению трещин, через которые появляются подтеки.
Выбивать антифриз может через расширительный бачок при сильном перегреве двигателя.
Чтобы узнать, почему потек автомобильный радиатор, выполните следующие действия:
Любая течь радиатора автомобиля будет своевременно устранена, если при первых признаках обратиться в сервисный центр, мастера которого знают, что нужно делать и как действовать.
При ремонте заменяют уплотнения, через которые происходит подтекание, заделывают повреждения металлических деталей. Выполнять такие работы лучше в автоцентре, хотя незначительные повреждения легко убрать на месте. Принять окончательное решение и понять, как действовать, когда течет автомобильный радиатор, рекомендуется только после осмотра, поскольку перегрев мотора случается и по другим причинам.
Оптимальные способы решения проблемы выбирают с учетом конфигурации системы охлаждения, особенностей материалов, из которых сделаны патрубки, расширительный бачок, радиатор охлаждения автомобиля.
Для заделки повреждений подойдет холодная сварочная смесь из металлического порошка. В основу вводят компоненты для затвердевания и быстрого схватывания (от 1 минуты до 1 часа), а затем наносят состав на подготовленную поверхность (очистка, обезжиривание).
Такая сварка не требует применения специального оборудования.
Полимерный герметик используют для временного устранения проблемы, чтобы появилась возможность добраться своим ходом до сервисного центра. Такой способ позволяет заделать патрубки с пробоинами или трещинами размерами до 2 мм при отвердении до рабочего состояния за 10 минут. Если полимерное средство не закрыло отверстие, то придется удалять материал и выбирать другой способ восстановления герметичности.
Пайка позволяет заделать повреждения крупных размеров (более 2 мм). Для этого из системы сливают антифриз, снимают агрегат, очищают место пайки от загрязнений, обезжиривают металл. Затем поврежденный участок запаивают, а при сильных разрывах материала накладывают латку из меди или латуни. Выполнить ремонт металлических элементов можно с помощью газовой горелки путем разогрева припоя на поврежденном участке.
Чтобы заделать трубки и устранить образовавшуюся течь, можно использовать заглушки из плотной резины, деревянных пробок в размер пробоины. Если повреждено до пяти трубок (трещина, разрыв, отверстие), то каждый участок нужно просто зажать плоскогубцами. Подобные меры считаются вынужденными и временными, поэтому лучше сразу обратиться в сервис и заменить неисправные элементы автомобиля.
Повреждения радиатора охлаждения возможны при столкновениях с препятствиями, попадании в решетку частиц дорожного покрытия, веток, камней. Если система управления двигателем функционирует, держит обороты, а жидкость теряется медленно, то всегда есть время добраться до автоцентра. При сильных разрушениях повышаются давление масла и температура, может появиться предупреждающий сигнал, пойти пар из двигательного отсека. В таких случаях остановите автомобиль, выясните причину неполадок, а затем обратитесь к мастерам.
Иногда случается так, что водитель обнаруживает мокрое пятно под капотом своего автомобиля, после исследования содержимого мокроты делает заключение – охлаждающая жидкость, значит, течет радиатор
. Если течь совсем не значительная, то решить проблему можно, как говорится, малой кровью, для этого достаточно буде прибегнуть к помощи специальных присадок (жидких герметиков), которые способны в короткий промежуток времени устранить течь радиатора автомобиля
. Однако стоит помнить, что неправильное использование жидких герметиков может привести к тому, что соты радиатора и элементы системы охлаждения могут подвергнуться закупорке, что приведет к критическому и как следствие этого полный выход его из строя с последующим капитальным ремонтом. Важно четко выполнять инструкцию по использованию данных присадок, чтобы в систему попало минимальное их количество. Лучше всего добавлять присадку перед длительной поездкой, чтобы она равномерно распределилась по всей системе охлаждения
Вышеперечисленный способ использования присадки останавливающую течь радиатора автомобиля поможет избежать выхода из строя системы охлаждения. Неоднократно проверен на машинах разных производителей.
Избежать перегрева двигателя помогает система охлаждения. Неисправности в ней могут привести к серьёзным поломкам силового агрегата. Регулярный осмотр компонентов охлаждающей системы поможет избежать неприятностей в дороге.
Маленькая течь способна создать большие проблемы. Многие автовладельцы, которые столкнулись с поломкой системы охлаждения, знают это не понаслышке. Получив печальный опыт, они тщательнее следят за своим автомобилем и контролируют узлы и агрегаты, в том числе и систему охлаждения.
Радиатор – решётка из труб и пластин, изготовленных из лёгкого металла: алюминия, латуни или меди. Многочисленные трубки позволяют уменьшить объём для охлаждения, а пластинки увеличивают площадь теплообменника.
Теплообменник для системы охлаждения авто изготавливают из алюминия, меди или латуни
Все компоненты соединены друг с другом патрубками и шлангами. Водяной насос (помпа) прогоняет охлаждающую жидкость по одному из контуров. Термостат отвечает за циркуляцию хладагента по длинному или малому кругу. Из учебника физики знаем, что жидкость при нагревании увеличивается в объёме. Расширительный резервуар помогает компенсировать это физическое свойство антифриза.
Важно следить за уровнем хладагента в системе. Для этого в расширительном бачке есть специальные отметки. Если уровень постоянно падает и приходится доливать жидкость, то система негерметична. Надо искать причину и побыстрее устранить её. Рассмотрим основные причины появления протекания и способы решения проблемы:
Одна из причин утечки антифриза - это плохая герметичность крышки радиатора
Большое отверстие в радиаторе заметно, через него идёт густой пар и брызгает антифриз
Обнаружить большое отверстие не составит труда – из него будет валить горячий пар . Устранить такой дефект в дороге сложно. Доберитесь побыстрее до ближайшей станции техобслуживания и проведите ремонт или замену теплообменника. В любом случае предстоит демонтаж старого радиатора и его осмотр. Некоторые мастера умеют заваривать отверстия. Если радиатор изготовлен из меди или латуни, то он поддаётся пайке. Алюминиевый ремонтируют с помощью аргоновой сварки.
Теплообменник из меди или латуни поддаётся пайке при помощи мощного паяльника. Алюминиевый радиатор заваривают с помощью аргоновой сварки
Как показывает опыт, такой ремонт редко удаётся провести качественно, и уже через несколько месяцев автовладелец вынужден поменять радиатор на новый.
Обнаружить небольшую течь сложнее, но в поиске поможет сам антифриз. В его химическом составе содержится краситель, который подсвечивается в ультрафиолетовом свете. Достаточно посветить на радиатор специальной лампой и увидите места протекания охлаждающей жидкости.
Обнаруженный дефект в условиях гаража устраняют с помощью холодной сварки. Это двухкомпонентная эпоксидная смола. Приготовленный состав похож на пластилин и его наносят на обнаруженный дефект. Предварительно зачищают поверхность: удаляют грязь, масло и пыль. Через 15-30 минут сварка затвердевает и течь устранена.
Двухкомпонентная эпоксидная смола помогает устранить течь радиатора в гаражных условиях
Есть мнение, что устранить небольшую течь можно народными способами, например, с помощью сухой горчицы. Этот продукт добавляют в радиатор, под действием температуры частицы увеличиваются в размере, разносятся по системе и где есть течь собой закрывают отверстие. Помните, что с устранением дефекта инородные вещества забивают и всю систему: каналы двигателя, соты радиатора. Не применяйте народные способы. Найдите другой вариант добраться до сервисной станции или используйте герметик для радиатора.
Для повышения герметичности системы охлаждения и устранения протекания в радиаторе для автовладельцев предлагают специальные герметики. Их ещё называют “Стоп-течь”.
Отношение к герметикам двойственное. Такое же, как к присадкам для моторного масла и таблеткам в топливный бак. Мнение производителей автомобилей отрицательное. В книгах по обслуживанию авто в разделе, посвящённом системе охлаждения двигателя, ни слова нет про присадки типа “Стоп-течь”. Их ответ на протекание - это замена радиатора на новый.
Но что же делать если в дороге резко упал уровень антифриза а до точки назначения ещё довольно далеко? Выход есть. В магазинах и на автозаправочных станциях продают присадки, которые могут помочь и устранить течь. Это аварийный метод, позволяющий без проблем доехать до ближайшего СТО. Вылечить радиатор от протекания навсегда герметикам не под силу. Главная проблема присадок - это образование лишних отложений в системе охлаждения автомобиля.
Присадки типа ‘Стоп-течь’ - это аварийный метод устранения протекания радиатора. Герметик помогает добраться до ближайшего сервиса и провести ремонт теплообменника
Облегчить выбор поможет сводная таблица с двумя характеристиками: время закупорки отверстий разного диаметра и уровень отложений. Для оценки последнего параметра использовали массу термостата до и после применения присадки. Такое испытание герметиков проводили на кафедре “Двигателей внутреннего сгорания” Санкт-Петербургского политехнического университета.
Герметик |
BBF Супер | Liqui Moly | K-Seal | Hi-Gear | Gunk | Fillin |
Время закупорки калибровочных отверстий, с | ||||||
0,3 мм | 20 | 30 | 75 | 35 | 154 | 126 |
0,5 мм | 85 | 62 | 115 | 96 | 224 | 612 |
0,7 мм | 124 | 88 | 315 | 345 | 245 | 292 |
1,0 мм | 146 | 118 | 380 | 630 | 218 | - |
Изменение массы термостата, г | ||||||
Разница | +1,454 | +1,324 | +0,965 | +1,970 | +2,798 | +1,735 |
Из таблицы видно, что герметики справляются с микротрещинами успешно, даже большие отверстия перекрываются на протяжении 2-10 минут.