Штраф за рекламу табачных изделий. Штрафы за нарушение антитабачного закона

14 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 222563-6 (далее - Законопроект), предусматривающий административную ответственность за нарушение правил Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Напомним, что Закон N 15-ФЗ устанавливает новые правила продажи табака и табачных изделий, запрещает их рекламу, вводит новые ограничения по их употреблению, а также закрепляет некоторые другие правила, нацеленные на снижение употребления табака и табачных изделий. Большая часть норм Закона N 15-ФЗ вступает в силу с 1 июня 2013 г.

В Законе N 15-ФЗ содержатся положения, которые затрагивают права и интересы многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, производителей и импортеров табака (табачных изделий), торговые сети, СМИ, организации общественного питания и др. Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за его несоблюдение эти лица должны нести, в частности, административную ответственность. Однако в самом Законе такая ответственность установлена не была.

Разработчики Законопроекта предлагают внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать нарушителей Закона N 15-ФЗ к ответственности.

Большая часть предлагаемых поправок будет касаться преимущественно ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, предлагается установить административную ответственность за следующие действия:

Спонсорство табака;

Незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции;

Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий);

Рассмотрим составы данных правонарушений более подробно.

1) Спонсорство табака

Понятие "спонсорство табака" раскрывается в Законе N 15-ФЗ. Под спонсорством табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Пунктом 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается. Разработчики Законопроекта предлагают за нарушение данного запрета привлекать должностных и юридических лиц к ответственности. В частности, для юридических лиц предполагается установить штраф от 80 до 150 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления

Правила демонстрации табачных изделий и процесса их потребления установлены в ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно установить ответственность за нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака и отдельно - за нарушение таких же запретов в отношении информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Однако для юридических лиц максимальный и минимальный размер административного штрафа в обоих случаях будет одинаковый - от 80 до 150 тыс. руб.

Напомним, что в отношении информационной продукции, предназначенной для взрослых, Законом N 15-ФЗ установлено следующее ограничение: демонстрация табачных изделий и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (фильмы, кинохроникальные программы и др.). Также не допускается публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления. Исключение возможно только при условии, что процесс потребления табака (табачных изделий) является неотъемлемой частью художественного замысла.

В отношении информационной продукции, предназначенной для детей, устанавливается аналогичное требование: не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ. Однако никаких исключений из данного правила Закон N 15-ФЗ не предусматривает.

3) Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий)

Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений для торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также сохранен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно привлекать к ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним, отдельно - за нарушение иных правил торговли табачной продукцией. Отметим, что во всех случаях нарушения правил продажи табачной продукции предусмотрена помимо штрафа обязательная конфискация табачной продукции (табачных изделий).

Таким образом, в части конфискации наказание за нарушение правил торговли табачной продукцией предлагается сделать более строгим, чем за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), поскольку в ст. 14.16 КоАП РФ обязательная конфискация алкогольной продукции предусмотрена не для всех нарушений.

Однако в части штрафов наказание за нарушение правил продажи табачной продукции несовершеннолетним предлагается сделать более мягким, нежели за нарушение аналогичных правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, для юридических лиц предлагается установить штраф в размере от 80 до 90 тыс. руб. (за продажу алкоголя несовершеннолетним административный штраф составляет от 300 до 500 тыс. руб.).

Штраф за нарушение иных правил продажи табачной продукции предлагается установить в размере от 20 до 50 тыс. руб. (в отношении алкоголя подобные штрафы составляют от 30 до 40 тыс. руб.).

В Законе N 15-ФЗ закреплен полный запрет на рекламу табачной продукции (табачных изделий). Отдельно перечислены запрещенные к совершению действия, направленные на то, чтобы вызвать интерес к табачной продукции. Например, при организации и осуществлении благотворительной деятельности не разрешается использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям.

Разработчики Законопроекта предлагают привлекать к ответственности за рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) и (или) потребления табака. Соответствующие поправки предлагается внести как в Кодекс РФ об административных правонарушениях, так и в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

К ответственности за нарушение запрета на рекламу и стимулирование продажи или потребления табачной продукции будут привлекаться рекламодатели, рекламораспространители, а также лица, совершающие действия, перечисленные в ст. 16 Закона N 15-ФЗ, если ответственность за совершение подобных действий не предусмотрена другими нормами указанного выше Кодекса. Для юридических лиц предлагается установить следующее наказание: штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции.

Ответственность владельцев мест, на территории которых запрещено курение табака

Напомним, что Закон N 15-ФЗ содержит новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, указанным Законом запрещено с 1 июня 2014 г. курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.

Разработчики Законопроекта предлагают установить только для граждан ответственность за курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где курение запрещено федеральным законом.

Таким образом, владельцы объектов (территорий, помещений), на которых Законом N 15-ФЗ курение запрещено, не будут нести ответственность за курящих там людей. Стоит отметить, что 14 мая 2013 г. Госдумой был рассмотрен в первом чтении и отклонен альтернативный законопроект (проект Федерального закона N 246221-6), авторы которого предлагали привлекать к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за "неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета потребления табака". В то же время сохраняется возможность установления подобной ответственности на уровне субъектов РФ.

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.

Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1 , 2 , 4 , 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

А с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3 , 5 , 6 , 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.

Такая продажа должна осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4 , 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель может выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а , б , в , ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16 , части 2 , 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). таблицу 1 ).

Как видно из таблицы 1 , непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

Старший помощник Вяземского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции Ю.С.Борисова

Реклама является общепризнанным эффективным инструментом для качественного и комплексного продвижения новых и старых товаров и услуг. Реклама делится на несколько видов – социальная, на телевидении, на радио, в печатных СМИ, наружная (на столбах, вывесках и прочих конструкциях).

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ФАС управомочен на проведение как плановых, так и внеплановых проверок юрлиц и ИП (ст. 35.1. Закона), в ходе которых и могут выявляться нарушения, за которые предусмотрена ответственность.

Наказание за объявление на столбах и асфальте

Наказание за размещение объявлений на столбах зависит от вида правонарушения.

Так, ч. 3 ст. 19 Закона прямо запрещает клеить рекламные листовки на знаки автомобильного движения и их опоры, а также на любые другие приспособления, предназначенные для регулирования транспортного движения.

За нарушение данного требования ответственность наступит по ч. 1 ст. . КоАП (далее – АК (Административный Кодекс)):

В иных случаях ответственность наступит только, если столб будет признан рекламной конструкцией. Перечень таких конструкций указан в ч. 1 ст. 19 Закона – это щиты, стенды, электронные табло и прочие средства постоянного территориального размещения.

Что касается рекламы на асфальтовом покрытии, то в Законе ничего по этому поводу не сказано. Равно, как и в АКе отсутствует статья, указывающая на меры наказания за рекламу на асфальте. Однако санкции за данное нарушение могут быть установлены на региональном уровне.

Реклама табачной продукции

Реклама лотерей на телевидении и радио

Остальные игры, основанные на риске, могут рекламироваться только с 22 вечера до 7 утра по местному времени (кроме рекламы букмекерских контор во время трансляции спортивных соревнований).

За нарушение данного требования взыскания предусмотрены в ч. 1 ст. . АК.

Незаконная реклама алкоголя

  • на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
  • в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
  • в кинотеатрах;
  • в общественном транспорте;
  • на автовокзалах и ж/д вокзалах;
  • в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.

Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.

Поскольку в АКе не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рекламирование алкоголя, субъект правонарушения будет нести санкции, предусмотренные общей нормой – ч. 1 ст. 14.3. АК:

Реклама на зданиях

В ч. 1 ст. 19 Закона указано, что размещение рекламных материалов на внешних стенах, на фасадах, крышах и иных элементах зданий или сооружений, может осуществляться только собственником рекламной конструкции при наличии специального разрешения.

На транспорте

Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.

А вот в случае, если:

  • кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
  • либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.

То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:

Также ч. 3 ст. 20 Закона вносит запрет на размещение рекламы на ТС, которые:

  • принадлежат оперативным службам и имеют специальные цветограф. схемы, нанесенные на наружные поверхности кузова;
  • принадлежат ФГУП “Почта России”;
  • предназначены для осуществления транспортировки небезопасных грузов.

В таком случае, санкции будут по ч. 3 ст. 14.38. АК:

Также нельзя:

  • размещать звуковую рекламу на ТС (например, с использованием громкоговорителей или иных средств громкой связи);
  • размещать рекламу таким образом, что другим участникам транспортного движения будут создаваться помехи.

За указанные нарушения наказания будут, соответственно, по ч. 5 и ч. 4 ст. 14.38. АК:

Как видно из указанных выше положений, на заднем стекле автомобиля размещать рекламные надписи можно.

За недобросовестную рекламу штраф

Существует 4 признака недобросовестной рекламной продукции, которые указаны в ч. 2 ст. 5 Закона:

  • наличие в рекламе порочащих честь или достоинство факторов в отношении конкурента или иного лица;
  • наличие некорректных сравнений рекламируемой продукции с другой;
  • реклама содержит признаки недобросовестной конкуренции (подробнее об этом – в Главе 2.1. ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции”);
  • товар, представленный в рекламе, “замаскирован” под товар другой товарной марки или от другого производителя, в целях сокрытия факта незаконного размещения рекламы.

Какие штрафы для ИП

На основании ст. 2.4. АК, индивидуальные предприниматели несут ответственность, как должностные лица, если в статье АК не сказано иное.

Поскольку ни в 14.3., ни в 14.37., ни в 14.38. вообще не сказано про ИП, штрафы для ИП такие же, как и для должностных лиц.

Способы пожаловаться

Жаловаться на незаконную, недобросовестную или иным образом нарушающую права граждан и иных лиц рекламу можно в:

  • саморегулируемую организацию (СРО) в сфере рекламы, осуществляющую деятельность на основании 315-ФЗ от 1 дек. 2007 года “О саморегулируемых…”;
  • непосредственно в орган, осуществляющий государственный надзор в сфере рекламы, то есть в ФАС и ее региональные подразделения.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА» Федеральный законот 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ«ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА»(ред. от

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

СТАТЬЯ 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий 1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет 1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)В целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых

Из книги Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году автора Зрелов Александр Павлович

Приложение 1 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)1. Государственная регистрация новых пищевых продуктов,

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Приложение 4 НОМЕНКЛАТУРА НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Минеральная вода:– природная столовая, лечебно-столовая, лечебная;– бутилированная питьевая

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Приложение 3. Об актуальной необходимости создания государственной программы запрета табака в России Производство и продажа табачных изделий в России имеет повсеместный характер.В то же время вредоносность курения табака признана не только множеством исследований, но

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги автора

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки 1. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке)

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки Комментарий к статье 187.1С 1 июля 2007г. расширен состав предприятий, обязанных соблюдать максимальную розничную цену при продаже

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 91. Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, продажа табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним (1) Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, иных, чем указанные в части (3) статьи 203, влекут наложение штрафа в

Началась новая неделя, и, если Вы заметили, антитабачный закон вступил в свою законную силу. С прилавков магазинов уже попрятали все сигареты, сигарные шкафы перестали быть прозрачными, а рестораны объявили себя некурящими зонами.

Знаете, я удивлен, и, более того, я рад, что Законы в нашей стране начали исполняться так, как это задумано Законодателем, а не как хочется тем, кто должен их исполнять. Точно, как в аптеке, уже с 1 июня 2014 года мы смогли увидеть на примере антитабачного Закона, как именно должны исполняться и все остальные нормативно-правовые акты. По первому требованию, без дополнительных предупреждений, без угроз и санкций. Это хорошо. Я, как юрист, не могу этому не порадоваться – если бы все законы исполнялись так же молниеносно и беспрекословно, Россия бы изменилась до неузнаваемости.

Ну да ладно. Я, конечно, допускаю, что дело было не только в зашкалившей законопослушности и чувстве патриотизма. Тут ведь нужно помнить, что в России во все времена действовал один единственный эффективный метод управления, Да Вы, наверняка сами знаете – это грамотное чередование кнута и пряника. Так же и здесь? в случае с запретом открытой продажи табачной продукции и курения сигарет в общественных местах. Не хочешь исполнять норму закона – получи штраф! Кстати, штрафы эти уже готовы, и цепные псы только и ждут команды, чтобы проверить, выявить и наказать по всей строгости. Вот об этом и будет сегодняшняя статья.

Штрафы за нарушение антитабачного закона

Вы знаете, я, честно говоря, не планировал публиковать эту статью. Думал, расскажу о новом законе, внесу в массы, так сказать, свой обзор антитабачного Закона , и этого будет достаточно. Но, листая свежую прессу, я заметил, что нигде толком не рассказывается о том, какие штрафы и за какое нарушение ждут нарушителей антитабачного Закона , но главное, какими нормами права эти штрафы предусмотрены . Потратив немного своего времени, я решил все же раскрыть Вам и эту «тайну».

Сразу скажу, практически все эти штрафы действуют и применяются уже с 15 ноября 2013 года. Я разделил все штрафы на несколько групп в зависимости от того, кого они призваны штрафовать. Да, если Вам вдруг будет не понятно, по какому принципу эти штрафы распределяются, я сразу поясню.

Если речь идет о штрафе на граждан, это понятно. Сложнее сообразить, если речь идет о штрафе для граждан, должностных лиц и для юридических лиц. Сложности здесь нет, просто запомните: например, Вы – владелец магазина, который зарегистрирован как ООО. В этом магазине у Вас есть директор и продавец. Так вот, если продавец нарушил закон и продал несовершеннолетнему пачку сигарет, ответственность за его действия будут нести все: и продавец, и директор, как должностное лицо, и само ООО. Такие дела. Причем, этот штраф устанавливается именно на всех троих нарушителей, а не на одного по выбору проверяющего. Теперь поехали.

Штрафы для курильщиков с 1 июня 2014 года

Во-первых, законодатель проявил заботу о детях. И выразил он ее в статье 6.23. Кодекса об административных правонарушениях: Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака .

Часть 1 статьи предусматривает, что за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака такому нарушителю грозит штраф:

  • на граждан — от 1 000 рублей до 2 000 рублей.

Часть 2: Если подобные действия с несовершеннолетним совершит родитель или иной законный представитель, ему грозит штраф в размере:

И вот оно, самое интересное. Штрафы за курение в местах, для этого не предназначенных.

Об этом нам расскажет статья 6.24. КоАП РФ: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Часть 1 : нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет для нарушителей наложение штрафа в размере:

  • на граждан — от 500 рублей до 1 500 рублей.

Часть 2: нарушение запрета курения табака на детских площадках карается штрафом в размере:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 3 000 рублей.

Штрафы для владельцев «некурящих» помещений с 1 июня 2014 года

За соблюдением антитабачного закона со стороны владельцев помещений (баров, ресторанов, кафе, магазинов и так далее), следит статья 6.25. КоАП РФ: несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Часть 1: несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения. Я уже говорил Вам о знаке в предыдущей статье. Так вот его наличие – строго обязательно. А нарушение этого пункта повлечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 рублей до 60 000 рублей.

Часть 2: несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо соответствующих изолированных помещений для курения, влечет за собой штраф:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 рублей до 80 000 рублей.

Часть 3: неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства, в частности, антитабачного Закона на своей территории может повлечь за собой наложение административного штрафа:

  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 рублей до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 60 000 рублей до 90 000 рублей.

Штрафы для продавцов сигарет и табачной продукции с 1 июня 2014 года

Продавать сигареты и прочие табачные изделия по-прежнему можно, но необходимо соблюдать ряд условий такой продажи. Если помните, я уже об этом писал: выставлять табачные изделия на прилавки, и на любые другие открытые места – запрещено; можно только вывешивать в магазине перечень табачных изделий,которые есть в наличии, и если покупатель попросит об этом, ему можно продемонстрировать запрашиваемый продукт (конкретную пачку сигарет).

Теперь о штрафах. Для продавцов Кодекс об административных правонарушениях выделил отдельную статью 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями . О ней подробнее

Часть 1: несоблюдение ограничений по торговле табаком и табачной продукцией грозит продавцам штрафом:

  • на должностных лиц — от 5 000 рублей до 10 000;
  • на юридических лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

Часть 2: Оптовая или розничная продажа насвая. Кстати, если не знаете, насвай – это такая адская смесь из табака (или махорки), гашенной извести и куриного помета. К нам он попал из Азиатских стран. Его не курят, хуже, его кладут под язык и рассасывают. В качестве подарка каждый, кто его употребляет, получает легкое наркотическое расслабление, а так же неминуемый рак губ, языка и гортани. Так вот, продажа этой гадости повлечет за собой наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 7 000 рублей до 12 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 рублей до 60 000 рублей.

Часть 3 : Если продавец продал сигареты или другой табак несовершеннолетнему, ему грозит штраф:

  • на граждан — от 3 000 рублей до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 150 000 рублей.

Штрафы для средств массовой информации с 1 июня 2014 года

Тут нужно немного уточнить. Во-первых, под средствами массовой информации я подразумеваю: теле и радио компании, производителей теле и радио программ, производителей видеофильмов, а так же создателей театрализованных постановок. Дума, есть и другие создатели и производители, но, думаю, по аналогии Вы сможете сами определить их состав. Во-вторых, штрафы для этой категории нарушителей предусмотрены одной единственной статьей, о которой я и расскажу.

Статья 14.3.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) – спонсорство табака, стимулирование продажи табака и прочей производной продукции, реклама табака и так далее.

Часть 1: спонсорство табака, стимулирование его продажи и потребления влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 2 000 рублей до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 5 000 рублей до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 80 000 рублей до 150 000 рублей.

Часть 2: Демонстрация табака или процесса курения табачных изделий во всех создаваемых вновь, и предназначенных для взрослой аудитории произведениях (фильмы, программы, спектакли, радио постановки и программы) влечет за собой наложение штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 170 000 рублей.

Часть 3: Такая же демонстрация табачных изделий и процесса курения по ТВ, на радио или в театрализованных постановках, предназначенных для детей, карается штрафом в размере:

  • на должностных лиц — от 20 000 рублей до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Часть 4: В случае нарушения запрета на рекламу табака и табачной продукции, причем, не важно кто этот запрет нарушит: рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель (а Вы помните, да, что реклама табака в любом виде теперь под запретом), влечет наложение штрафа:

  • на граждан — от 3 000 рублей до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 рублей до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 150 000 рублей до 600 000 рублей.

И если предыдущие нормы уже действовали ранее, то часть 5 статьи 14.3.1. вступила в силу только с 1 июня 2014 года. И вот ее суть: Если средство массовой информации не включает ролики социальной рекламы в перерывах программы (фильма), в котором происходит демонстрация табака или процесса курения, такое нарушение повлечет за собой наложение административного штрафа:

  • на должностное лицо — от 10 000 рублей до 20 000 рублей
  • на юридическое лицо — от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Достаточно внушительные суммы, как Вы могли заметить. Есть повод задуматься, и попробовать исполнять антитабачный Закон как положено. Думаю, Вам пригодится моя статья. По крайней мере, теперь Вы будете знать, за какие нарушения Вам может грозить штраф, правильную ли статью Вам вменит проверяющий, и какую сумму придется отдать в доход государства.

Не знаю, как Вы, но меня бы такие перспективы научили бы аккуратнее работать, и бережнее относиться к своим кровно заработанным деньгам.

По традиции, на все Ваши вопросы отвечаю в комментариях.


Случайные статьи

Вверх