Учет основных средств согласно инструкции 162н.

При формировании показателей объектов учета на 01.10.2015 будут действовать изменения, вносимые в Инструкцию № 162н Приказом Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н. О том, какие вносятся поправки в инструкцию по бюджетному учету, вы узнаете, прочитав статью.

В прошлом году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н, который внес коррективы в Инструкцию № 157н , в результате чего правила ведения бухгалтерского учета по отдельным операциям были существенно изменены. Новая редакция Инструкции № 157н требовала внесения изменений в Инструкцию № 162н , но Минфин не торопился привести к единообразию эти два документа. Сейчас, спустя почти год, Приказом № 127н положения инструкций № 162н и № 157н приведены в соответствие, причем вносимые данным приказом изменения более емки и обширны по сравнению с поправками Приказа № 89н. Дата действия Приказа № 127н – 19 сентября 2015 года, а его п оложения применяются при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Об основных изменениях бюджетного учета мы поговорим в статье.

Рассматривая положения Приказа № 127н, остановимся лишь на тех из них, которые значительно влияют на отражение в бухгалтерском учете операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения и актуальны для деятельности учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств. Например, из п. 19 Инструкции № 162н исключен счет 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», поскольку амортизация на объекты материальных запасов не начисляется. Поэтому, несмотря на наличие данного счета в п. 19 Инструкции № 162н, фактические бухгалтерские записи с ним не производились. Его исключение из названного пункта не влияет на бухгалтерский учет.

Принятие к учету неучтенных объектов нефинансовых активов

Пунктом 31 Инструкции № 157н установлено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия объектов к учету. В виду этого соответствующие правки были внесены в п. 7, 12, 16 и 23 Инструкции № 162н. Так, в п. 7 Инструкции № 162н фраза «излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается…» заменена словами «неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации, отражается…», аналогичная замена произошла в п. 12 (в отношении объектов нематериальных активах) и п. 16 (в отношении объектов непроизведенных активов). В пункте 23 Инструкции № 162н, в котором устанавливается порядок учета материальных запасов, слово «излишков» заменено словом «неучтенных», а слово «рыночной» – словом «оценочной». Таким образом, объекты нефинансовых активов, выявленные в ходе проведения инвентаризации (за исключением объектов непроизведенных активов), называются не излишками, а неучтенными объектами и принимаются к учету по текущей оценочной стоимости. Корреспонденция счетов по принятию к учету неучтенных объектов нефинансовых активов не претерпела изменений.

Основные средства

По дебету счета 0 101 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 304 04 310 отражаются операции по принятию к бюджетному учету безвозмездно полученных объектов основных средств по сформированной стоимости не только между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, но и между учреждениями и созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета (новая редакция абз. 5 п. 7 Инструкции № 162н).

Пункт 7 Инструкции № 162н дополнен бухгалтерскими записями, отражающими:

  • перемещение объектов основных средств между группами объектов (такие операции необходимы, когда ошибочно объект отнесен в группу основных средств, не соответствующую ОКОФ);
  • принятие к учету объектов, полученных по результатам исполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • учет на забалансовом счете выбывших объектов имущества до момента его демонтажа и (или) утилизации;
  • разукомплектацию объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета.

Ниже приведем новые бухгалтерские записи вышеназванного пункта Инструкции № 162н.

Принятие объектов основных средств к учету

Перемещены основные средства между группами и (или) видами имущества в учреждении:

а) выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества (по их первоначальной (балансовой) стоимости)

с одновременным списанием сумм амортизации

б) принятие инвентарных объектов основных средств на соответствующую группу и (или) вид имущества:

– в части балансовой стоимости объекта

Приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств, полученные по результатам исполнения учреждением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Выбытие объектов основных средств

Выбыли объекты основных средств, пришедшие в негодность, при принятии решения об их списании, в том числе при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета по причине его физического и морального износа:

– в части суммы начисленной на объект амортизации

– в части остаточной стоимости имущества

Отнесено выбывшее из эксплуатации имущество на забалансовом счете до момента его демонтажа и (или) утилизации (п. 10 абз 6)

Разукомплектация объекта основного средства

Отражается разукомплектация объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета:

– в части его первоначальной (балансовой) стоимости

Приняты полученные в результате разукомплектации новые инвентарные объекты учета:

– в части их первоначальной (балансовой) стоимости

– в части начисленной амортизации

Ликвидирована часть объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета

При консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более трех месяцев информация заносится в инвентарную карточку о консервации (расконсервации) объекта. Бухгалтерские записи по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 не делаются.

Нематериальные активы

Приказом № 127н в п. 12 Инструкции № 162н добавлена бухгалтерская запись, отражающая принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных объектов нематериальных активов при закреплении права оперативного управления в случаях, предусмотренных законодательством РФ, при получении от резидентов РФ и физических лиц нерезидентов РФ: дебет счета 0 102 30 320 / кредит счета 0 401 10 180 .

Непроизведенные активы

Приказ № 89н в п. 71 Инструкции № 157н внес положения, устанавливающие, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

В связи с этим новшеством Приказом № 127н в п. 16 Инструкции № 162н была внесена корреспонденция счетов по отражению операции по получению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Такая операция отражается следующей проводкой: дебет счета 0 103 11 330 / кредит счета 0 401 10 180 .

Материальные запасы

Пункт 22 Инструкции № 162н Приказом № 127н дополнен корреспонденциями счетов, отражающими принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов в сумме их фактической стоимости при реорганизации казенного учреждения в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, при изменении типа бюджетного, автономного учреждения на казенное: дебет счета 0 105 00 000 / кредит счета 0 304 06 730 . Прежняя редакция этого пункта говорила лишь о том, что оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.)

Товары – иное движимое имущество учреждения

В пункте 28 Инструкции № 162н приведена корреспонденция счетов по принятию к учету и списанию с учета товаров. Данный пункт дополнен корреспонденцией счетов, отражающей операцию по выбытию товаров при их отпуске заказчику: дебет счета 0 401 10 130 / кредит счета 0 105 38 440 .

Наценка на товары – иное движимое имущество учреждения

На наш взгляд, интерес представляют также изменения, вносимые Приказом № 127н в п. 29 Инструкции № 162н, в котором приведены бухгалтерские записи по начислению торговой наценки. Согласно нормам п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Пункт 29 Инструкции № 162н применяется казенными учреждениями, которые осуществляют приносящую доход деятельность по реализации товаров. В этот пункт Приказом № 127н внесены следующие изменения:

  • исключены слова «в продаже (торговом зале)», в результате чего наценка применяется на реализуемые товары не только в торговом зале, но и в других местах;
  • введена корреспонденция счетов, отражающая списание торговой наценки по выявленным недостачам товаров (ущербу, нанесенному товарам), по товарам, пришедшим в негодность вследствие стихийных бедствий, относимой на финансовый результат текущего финансового года.

Списание торговой наценки производится методом «красное сторно» следующими бухгалтерскими записями:

  1. дебет счета 0 401 10 172 / кредит счета 0 105 39 340 (по недостающим (похищенным) товарам);
  2. дебет счета 0 401 20 273 / кредит счета 0 105 39 340 (по товарам, пришедшим в негодность вследствие стихийных бедствий).

Вложения в нефинансовые активы

Пункт 34 Инструкции № 162н дополнен абзацами, отражающими:

  • отнесение произведенных вложений в неотделимые улучшения объектов непроизведенных активов: дебет счета 0 103 00 в корреспонденции с кредитом счета 0 106 00 000;
  • признание произведенных вложений в объекты незавершенного строительства расходами текущего финансового года, при принятии решения о прекращении строительства: дебет счета 0 401 10 172 в корреспонденции с кредитом счета 0 106 11 410.

Нефинансовые активы имущества казны

В пункт 38 Инструкции № 162н введена корреспонденция счетов, отражающая принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству РФ к недвижимому имуществу, в составе имущества казны (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов), движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, за исключением объектов библиотечного фонда, по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, увеличении первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению: дебет счета 0 108 51 000 / кредит счета 0 106 11 310 .

Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути

Приказом № 89н расширена сфера применения счета 0 201 03 «Денежные средства учреждения в пути». Данный счет используется в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день. Бухгалтерские записи по отражению операций движения денежных средств с помощью банковских карт введены Приказом № 127н в п. 47 Инструкции № 162н:

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт)

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам

Проведены операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении

Проведены операции по приему возврата дебиторской задолженности с использованием платежной карты через электронный терминал, установленный в учреждении

0 206 00 000, 0 208 00 000

Оформление операций по выбытию денежных средств в пути на основании документов, подтверждающих зачисление денежных средств на лицевой счет учреждения, следующими бухгалтерскими записями:

– поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через электронный терминал, установленный в кассе учреждения

(в части восстановления кассовых расходов)

– поступление (зачисление) денежных средств на балансовый счет 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы

Касса

Пункт 29 Инструкции № 162н дополнен бухгалтерской записью, отражающей оприходование неучтенных денежных средств, выявленных в результате инвентаризации: дебет счета 0 201 34 510 / кредит счета 0 401 10 180 .

Денежные документы

Приказом № 127н пункт 50 Инструкции № 162н дополнен такой корреспонденцией счетов:

Расчеты по доходам

В случае если казенное учреждение осуществляет операции в рамках приносящей доход деятельности (сюда же относятся операции по реализации имущества), оно в учете делает запись по начислению и получению сумм доходов, которые в последующем направляются в доход бюджета. Корреспонденция счетов, отражающая доходные операции, приведена в п. 78 Инструкции № 162н. Приказом № 127н он был дополнен такими бухгалтерскими записями:

Начислены суммы иных доходов, в том числе полученных пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений

0 401 10 100 (0 401 10 152, 0 401 10 153, 0 401 10 180)

Начислены в форме грантов по соглашениям о предоставлении грантов в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

Начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов

Начислены доходы от аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

Начислены суммы доходов, требующих уточнения, органами казначейства – администраторами невыясненных поступлений

Делается запись после того, как сумма полученных доходов уточнена

Списана по доходам, невостребованная кредиторами

Расчеты с подотчетными лицами

  • по получению и возврату подотчетным лицом денежных средств посредством банковских карт;
  • по отражению положительной и отрицательной курсовой разницы по суммам, выявленным под отчет в иностранной валюте;
  • по списанию дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, и кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами.

Получены подотчетным лицом наличные денежные средства, выданные органом Федерального казначейства через банкомат с использованием карт, а также уплаченные подотчетным лицом за приобретенные услуги, работы, товары с использованием карт через электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт

Возвращены остатки неиспользованных подотчетных сумм на расчетную (дебетовую) банковскую карту через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств

Отражена положительная курсовая разница по суммам, выданным под отчет в иностранной валюте

Отражена отрицательная курсовая разница

Списана в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, нереальная к взысканию

Списана кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами

Расчеты по ущербу имуществу

Положения п. 84 – 86 Инструкции № 162н Приказом № 127н были приведены в соответствие нормам Приказа № 89н:

  • скорректировано наименование счета 0 209 00 000. В редакции Приказа № 127н он называется теперь так же как в действующей редакции Инструкции № 157н – «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • счет 0 209 00 000 дополнен новыми аналитическими счетами, как того требует Инструкция № 157н;
  • счет 0 209 00 000 дополнен бухгалтерскими записями по его применению. Напомним, что Приказом № 89н была расширена сфера применения этого счета, однако бухгалтерские записи по использованию счета в соответствии с его новым назначением отсутствовали. Приказ № 127н устранил данный недочет. Теперь п. 86 Инструкции № 162н содержит такие новые записи:

Приняты к учету суммы:

– выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовыми активами, отнесенные за счет виновных лиц, которые отражаются по текущей оценочной стоимости

– восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям и иным ущербам, ранее списанным на забалансовый учет

– выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

– выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств

– ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

– ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

– ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, иные переплаты, в том числе государственные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

– ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

– ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки по их уплате либо необоснованного получения или сбережения, расходов, связанных с судопроизводством

– списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме

Списаны с балансового учета суммы ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Приняты к учету суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба

0 201 00 000 (0 201 21 510,

0 201 34 510), 0 210 02 000 (0 210 02 410, 0 210 02 420, 0 210 02 430, 0 210 02 440, 0 210 02 140, 0 210 02 620), 0 303 05 830

В рамках этой статьи мы осветили лишь часть новых норм Инструкции № 162н. С остальными будем знакомить вас в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Часть изменений, внесенных приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года № 209н (далее – Приказ № 209н) в Инструкцию по применению плана счетов № 162н вступила в силу уже 30 декабря 2016 года, часть – с 1 января наступившего 2017 года. Применять в 2017 году необходимо все изменения, утвержденные Приказом № 209н, но те, которые вступили в силу раньше необходимо учитывать уже при составлении бюджетной отчетности за 2016 год

Кто применяет

Инструкцию № 162н применяют различные субъекты учета. Однако из-за разнородности (от территориальных органов казначейства до казенного учреждения), не все субъекты учета используют схожие планы счетов. В рамках статьи прежде всего рассмотрены особенности применения Инструкции № 162н с изменениями в 2017 году казенными учреждениями. Также статья интересна:

  • государственным академиям наук;
  • другим юридическим лицам, которые осуществляют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - ПБС), в том числе бюджетными и автономными учреждениями.

Бюджетные учреждения могут стать ПБС, получая бюджетные инвестиции:

  • в рамках нового капитального строительства;
  • при покупке объектов недвижимости.

В этом случае такие не типичные ПБС должны применять Инструкцию № 162н и ввести под нее отдельный раздел учетной политики

Главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС), контрольные органы и органы кассового обслуживания осуществляют контроль над ПБС. Разделы настоящей статьи, посвященные разъяснениям чиновников и рассмотрению сложных ситуаций применения плана счетов могут быть интересны и более широкому кругу, чем юридическим лицам в роли ПБС.

Структура плана счетов

Из двух больших групп в структуре - балансовые и забалансовые счета, только балансовые разделены еще на пять частей (разделов), отражающих:

  • активы (нефинансовые и финансовые);
  • обязательства;
  • финансовый результат;
  • санкционирование расходов.

Таблица 1

Номер разряда счета

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет КРБ 1 101 1 8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

См. таблицу 2

За счет средств бюджета

Основные средства

Недвижимое имущество

Прочие основные средства

Увеличение стоимости ОС

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Подгруппа

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для удобства пользователей структура плана счетов представлена в виде таблицы, которая представляет собой по сути перечень группированных счетов.

Табличная форма подачи обусловлена тем, что результат интеграции кодов бюджетной классификации (далее - КБК) и номера счета бюджетного учета - довольно громоздкая разрядность. Именно длина счета фактически свела на нет все попытки вести бюджетный учет вручную и потребовала компьютеризации всего сектора государственного управления.

Уникальность не только в ее адаптации под автоматизацию учета, но и в том, что она дополнительно отражает увеличение и уменьшение соответствующих величин. Например, раздел с нефинансовыми активами содержит в себе еще ряд позиций: от указанных активов в пути до амортизации.

Благодаря своей структуре план счетов - это полная и стройная иерархическая система, которая содержит в себе:

  • Все разновидности обязательств и активов;
  • Перечень синтетических счетов (обобщают информацию исключительно в денежном выражении).

Структура плана счетов предназначена для большого количества разнообразных субъектов учета, для казенных учреждений ее нельзя назвать идеальной. Далеко не все счета бюджетного учета учреждение будет использовать. Поэтому учреждения разрабатывают для применения на практике рабочий план счетов. Необходимо оставить только те синтетические счета, которые использует учреждение.

В отличие от синтетических счетов, аналитические характеризуют объект более детально и содержат не только денежные характеристики. Аналитические счета не ведутся по денежным средствам. Из-за интеграции с бюджетной классификацией номер счета содержит в себе ровно 26 разрядов. Под каждый разряд, начиная с 18-го выделена отдельная графа.

Первые 17 разрядов своего рода были зарезервированы под коды различных классификаций:

  • Классификации доходов;
  • Ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов;
  • Классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

В 18-ом разряде должен быть указан код вида деятельности. По умолчанию всегда стоит «1» - бюджетная деятельность, но возможны и другие коды:

  • «2» по приносящей доход деятельности (если казенное учреждение утилизировало металлолом в соответствии с требованиями законодательства);
  • «3» по деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении.
  • Коды синтетического счета и аналитического занимают, соответственно 19-21-й и 22-23-разряды. Формирование аналитики для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям должно быть регламентировано ГРБС.

С 1 января 2016 года учреждения были готовы ставить с 24-го по 26-й разряды исключительно нули, так как они были предназначены для кода классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ). Однако с 1 апреля 2016 года ситуация изменилась: по ряду операций учреждения могут предусмотреть использование КОСГУ. Такое решение необходимо закрепить в учетной политике.

Непосредственно код счета бюджетного учета образуют разряды 18-23. Если исходить именно из кода счета, то из около 2000 наименований большинство из них представляет собой субсчета первого - третьего порядка. Например, номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.

Особенности применения плана счетов в 2017 году

Формируя в 2017 году отчетность за 2016 год бухгалтер КУ должен учесть приведение Плана счетов в соответствие с изменениями, внесенными Приказом № 209н в Единый план счетов. Отметим, что указанным изменениям соответствует корректировка Плана счетов, предусмотренная приложением № 6 к Приказу № 209н (далее - Приложение № 6). В частности, это

  • счет 0 210 10 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» с аналитическими счетами, отражающими увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным (далее - счет 0 210 10 000);
  • счет аналитического учета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (далее - счет 0 401 10 174).
  • забалансовые счета 40 «Активы в управляющих компаниях» и 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» (далее - счет 42).

Кроме того уточнены названия некоторых счетов аналитического учета и забалансовых счетов. Это, в частности:

  • счет 17 «Поступления денежных средств»;
  • счет 18 «Выбытия денежных средств»;
  • счет 0 501 93 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (далее - счет 0 501 93 000)

Рабочий План счетов с 1 января 2017 года должен быть изменен с учетом предложенных Приказом № 209н вариантов:

  • формирования 5-17 разрядов счетов учета нефинансовых активов в текущем году;
  • аналитического учета по другим счетам (скорректировано положение об аналитическом учете путем детализации в рамках третьего разряда кода по статьям КОСГУ).

Кроме того появилась возможность установить правила раскрытия информации путем замены «0» в номере счета на иное значение.

Инструкция по применению

Применения любого счета бюджетного учета основано на вдумчивом изучении Инструкции № 162н. Однако найти в ней можно ответы не на все вопросы.

Согласно изменениям, внесенным Приказом № 209н в абзац 3 пункта 2 Инструкции № 162н ГРБС имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. Уточнений необходимо все меньше - Приказом № 209н введены новые бухгалтерские записи. Как по сложным ситуациям, так и в связи с появлением новых счетов.

Основные средства

Из-за изменений, внесенных Приказом № 209н ограничено применение стандартной проводки, отражающая выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» (п. 7 Инструкции № 162н). Если раньше в кредите счета 010100000 «Основные средства» любой из соответствующих ему счетов аналитического учета, то с 30 декабря 2016 года это аналитические счета исключительно до прочих основных средств (0 101 38 310). Такое же ограничение распространено Приказом № 209н на отражение одновременного принятие инвентарных объектов основных средств на:

  • соответствующую группу;
  • вид имущества.

Аналогичные ограничения содержит и пункт 10 Инструкции № 62н с бухгалтерскими записями по выбытию основных средств. Так как речь идет о выбытии, то и границы ограничения расширены до аналитического счета 0 101 38 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств - иного движимого имущества учреждения» в отношении:

  • разукомплектации объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета;
  • принятие полученных в результате разукомплектации новых инвентарных объектов учета;
  • ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета.

Кроме того, из пункта 10 Инструкции № 62н исчезло упоминание о передаче объектов основных средств в доверительное управление, так как такие объекты учета переведены Приказом № 209н в разряд иных финансовых активов.

Непроизведенные активы

Приказом № 209н введены бухгалтерская проводка, для отражения изменения стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости:

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля - недвижимое имущество учреждения»;

Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы».

Сумма изменения в случае увеличения балансовой стоимости должна быть отражена в положительном значении, в случае уменьшения - со знаком «минус».

Материальные запасы

Приказом № 209н удалено упоминание работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов из расшифровки ремонтных работ, в результате которых к бюджетному учету необходимо принять материальные запасы (п. 23 Инструкции №162н).

Нефинансовые активы имущества казны

Приказом № 209н для земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости, введена бухгалтерская запись аналогичная новой записи для земли в составе непроизведенных активов. Кроме того исправлена опечатка в нумерации одного из счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» - 0 104 59 420 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов в составе имущества казны».

Иные финансовые активы

В пункт 76 Инструкции № 162н введен новый заключительный абзац, который регламентирует отражение в бюджетном учете передачу объектов нефинансовых (финансовых) активов управляющим компаниям в доверительное управление:

Дебет счета 0 204 51 550

«Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях»

Кредит счета 0 215 51 650

«Уменьшение вложений в управляющие компании».

Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, должна быть отражена на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

Расчеты по ущербу и иным доходам

Приказом № 209н введена общая бухгалтерская запись для отражения в учете сумм задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ:

Дебет счета 0 209 30 000

«Расчеты по компенсации затрат»

Кредит счета 0 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Прежняя редакция пункта 86 Инструкции № 162н регламентировала отражение в учете лишь сумм ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках:

  • государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения;
  • иным соглашениям

Такой ущерб возникает, если указанные оплаты контрагент не возвращает в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе:

  • по решению суда;
  • ведении претензионной работы.

Такие случаи могут возникнуть и после 2017 года и, соответственно, указанные суммы необходимо отражать по дебету счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат».

В описании бухгалтерской записи по отражению в учете сумм финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей уточнено, что речь идет об произведенных предварительных оплатах в рамках

  • государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды и соглашениям;
  • иным основаниям согласно законодательству РФ

Такие факты хозяйственной жизни также связаны с не возвращением авансов контрагентом в случае расторжения указанных контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Уже при формировании показателей бюджетных учета и отчетности за 2016 году необходимо использовать новый аналитический счет 0 210 13 000. Счет необходимо применять для учета расчетов по НДС с перечисленных предварительных оплат в счет предстоящих:

  • поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • передачи имущественных прав.

Соответственно, Приказом № 209н в пункт 88 Инструкции № 162н введены новые проводки для отражения зачета указанных суммы НДС и уменьшение на указанные суммы НДС, подлежащего оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Вложения в финансовые активы

При этом согласно новой редакции пункта 98 Инструкции № 162н по дебету соответствующего счета аналитического учета указанного счета необходимо отражать не только вложения, но и передачу финансовых активов.

Кроме того, Приказом № 209н введена дополнительная возможность отражения по кредиту бухгалтерской записи счета 0 200 00 000 «Финансовые активы». При этом разъяснен порядок забалансовго учета в случае передачи активов (осуществлении вложений):

  • в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций;
  • путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
  • в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества, либо в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества (далее - организации, реализующие цели бюджетных инвестиций, цели бюджетных инвестиций).

В указанных случаях необходимо одновременно увеличить забалансовый счет 42.

Расчеты по принятым обязательствам

Увеличение забалансового счета 42 необходимо и при перечислении денежных средств в виде взносов в организации, реализующие цели бюджетных инвестиций (на сумму произведенных перечислений). Такое изменение Приказ № 209н внес в пункт 102 Инструкции № 162н.

Финансовый результат экономического субъекта

Приказом № 209н в пункт 120 введена бухгалтерская запись для учета уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении:

  • предоставлении скидок (льгот);
  • списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию.

Как уже упоминалось, учет указанных операций стал возможен в связи с введением нового КОСГУ 174 и соответственно счета 1 401 10 174.

Кроме того в отношении признания доходов уточнено применение отражаемых по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года:

  • 0 401 10 110 - 0 401 10 140 и 0 401 10 151 - 0 401 10 153 необходимо применять в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
  • 040110160, 040110171 - 040110173 и 040110180 применяют в том числе по операциям между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) бюджетных средств одного уровня бюджета (в том числе вследствие упразднения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения), а также при передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств).

Расшифрованы более детально и операции с расходами. Причем Приказ № 290н подчеркивает, что оформлять необходимо не просто произведенные расходы, а их признание расходов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Так, счета 040120211 - 040120226, 040120231, 040120232, 040120241 применяют в том числе по операциям между учреждениями, подведомственными разным ГРБМ (РБС) одного уровня бюджета, в том числе при:

  • упразднении, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения);
  • передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств.

Счета 040120242, 040120251 - 040120253 применяют в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) получателей бюджетных средств (ПБС)

С 1 января 2017 года дебет счета 0 501 03 000 «ЛБО ПБС» (далее - счет 0 501 03 000) в соответствии пунктом 134 в редакции Приказа № 209н дополнительно корреспондирует с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов:

  • 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» (далее - счет 0 502 07 000);
  • 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (далее - счет 0 502 09 000)

Соответственно ПБС могут отражать с использованием рассматриваемого счета не только принятых бюджетных обязательств, но и принимаемых, а также отложенных.

Кроме того, с 1 января 2017 года ПБС должны учитывать суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием следующих конкурентных способов определения указанных исполнителей государственных (муниципальных) контрактов относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя):

  • конкурсы и аукционы;
  • запросы котировок и предложений.

Такие суммы экономии должны быть отражены по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 03 000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 07 000. Соответствующие изменения внесены Приказом № 209н и в пункт 141.1 Инструкции № 162н с описанием счета 0 502 07 000.

Принятие ПБС обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств с 1 января 2017 года необходимо отражать по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 0 501 03 000 по соответствующему финансовому периоду на:

  • первый и второй годы планового периода.

По кредиту в данном случае отражают соответствующий счет аналитического учета нового счета 0 501 93 000.

Принятые обязательства

С 1 января 2017 года счет 0 502 01 000 «Принятые обязательства» (далее - счет 0 502 01 000) предназначен для учета сумм бюджетных обязательств, принятых ПБС не только в пределах утвержденных ему на:

  • текущий, очередной финансовый год;
  • первый и второй года планового периода.

Приказом № 209н в пункт 140 Инструкции № 162н добавлено также упоминание и иных очередных годах (за пределами планового периода).

Кроме того ПБС с 1 января 2017 года по кредиту счета 0 502 01 000 отражают суммы обязательств участника бюджетного процесса, принятых за счет ранее сформированных отложенных обязательств. Дебетом при этом служат соответствующие счета аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (далее - счет 0 502 99 000), описание которого введено Приказом № 209н и в пункт п. 141.2 Инструкции № 162н

Отложенные обязательства

Пункт 141.2 Инструкции № 162н претерпел изменения не только из-за ввода Приказом № 209н нового счета 0 502 99 000. Внесены и другие существенные изменения, учесть которые необходимо уже в отчетности за 2016 год.

Начиная с 29 января 2016 года ПБС использовали рассматриваемый счет для учета сумм отложенных бюджетных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств, например:

  • по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении;
  • оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.

Кроме того на счете 0 502 09 000 должны были быть учтены расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке, включая взыскание:

  • пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • судебных расходов (издержек).

Из-за изменений, внесенных Приказом № 209н, применение счета 0 502 09 000 бухгалтерам необходимо откорректировать за весь 2016 год. Указанный счет предназначен для учета обязательств ПБС, имеющих хотя бы один из признаков:

  • величина обязательства определена на момент их принятия условно (расчетно);
  • по обязательству не определено время (финансовый период) их исполнения.

При этом должно быть соблюдено условие создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств).

Сложные ситуации применения плана счетов

Практически весь 2016 год по письмам Минфина России можно было отследить подготовку изменений в Инструкцию № 162н. В сложных ситуациях большинство бухгалтеров ориентировались именно на разъяснения чиновников. Но не все и не всегда согласны с тем, что такие разъяснения не приведут в дальнейшем к искажению бюджетной отчетности.

Статус писем Минфина России хорошо изучен только в отношении рекомендаций по вопросам налогообложения (уже сложилась определенная судебная практика). Последствия применения писем Минфина с разъяснениями в отношении Инструкции № 162н изучены гораздо слабее и не рассматривались в суде.

Согласно статье 21 Закона "О бухучете" разъяснения чиновников можно рассматривать как рекомендации и, следовательно, как документы, регулирующие бухгалтерский учет. Бюджетный учет принято рассматривать как бухгалтерский. Применение Закона "О бухучете" обязательно для казенных учреждений. Таким образом в вопросе следовать или нет разъяснениям чиновников - ответ скорее положительный, чем отрицательный.

Если разъяснения чиновников по каким-либо причинам вызывают у бухгалтера чувство неприемлемости - можно обжаловать такие письма в Верховном суде. Такая возможность стала доступной с 16 марта 2016 года, после вступления в силу Федерального конституционного закона от 15 февраля 2016 г. № 2-ФКЗ.

Однако для того, чтобы не приходилось тратить время в судах, благоразумнее в сложных ситуациях:

  • получать персональную консультацию;
  • в тексе запроса на получение рекомендаций предлагать варианты применения Инструкции № 162н, которые, по мнению бухгалтера, позволяют наиболее полно учесть факт хозяйственной жизни.

Такой подход позволит сократить время ожидания ответа и более конструктивно работать с контролирующими органами.

Для учреждения неправильное применение Инструкции № 162н может привести к судебным разбирательствам (при уверенности бухгалтера в его правоте). Так, суды признают, что к нарушению показателей отчетности приводят, с вытекающими для учреждения последствиями нарушение Инструкции №162н при постановке на учет объектов:

  • основных средств (на счет бюджетного учета, не применяемый для учета этих объектов);
  • недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств.

На основании доказанного нарушения применения бухгалтерских записей об операциях с расходами (п. 121 Инструкции № 162н) суды признают факт бюджетного правонарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2016 года № Ф09-12014/15 по делу № А07-3184/2015).

Административная ответственность

Все учреждения госсектора обязаны формировать бухгалтерские записи на основании первичных документов, формы которых установлены приказом № 52н. Многие учреждения применяют Приказ № 52н еще с 2015 года, а с 1 января 2016 окончательно исчезла какая-либо возможность избежать применения новых форм, в том числе и по причине соответствующих изменений, внесенных в инструкцию № 162н.

Выполнение указанного требования повышает трудоемкость бухгалтерского труда. Например, необходимо к третьей (четвертой) странице Карточки-справки (форма 0504417) подклеивать расчетные листы.

Многие бухгалтеры хотели бы получить разъяснения о том, как избежать подобной нагрузки. Однако в результате при несоблюдении требований проверяющие квалифицируют такие действия как нарушение Закона о бухучете в части:

  • обязательных реквизитов первичных учетных документов;
  • оформления фактов хозяйственной жизни.

Так согласно пунктам 2.2 и 2.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014, при подобных нарушениях предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.11 КоАП. Причем штраф получит главный бухгалтер.

Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
↓ добавить свой файл

страница 1
Вопросы по бюджетному бухгалтерскому учёту.
Рекомендуемые документы для подготовки:
  1. Приказ №157н от 01.12.10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету
  2. Приказ №162н от 06.12.10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету

Пожелание: При ответах на вопросы необходимо полное понимание смысла проделываемой работы. Все ответы необходимо будет пояснить устно на собеседовании. (Возможны дополнительные вопросы в пределах приведенных выше приказов). Ответы «своими словами» приветствуются.

  1. Понятие «Регистры бухгалтерского учета», когда и зачем они формируются.
  2. «Журнал операций»- что это? Названия всех используемых журналов в бюджетном учете. Порядок ведения и заполнения журналов операций.
  3. В какой регистр бухгалтерского учета ежемесячно переносятся данные оборотов по счетам из журналов операций.
  4. Каким образом осуществляется исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета до и после сдачи отчетности.
  5. Количество знаков в счетах бюджетного учета. Расписать строение счета по разрядам.
  6. КОСГУ – что это? Цифровое обозначение и расшифровка всех используемых в бюджете КОСГУ.
  7. Что такое объекты нефинансовых активов? Понятие первоначальной и фактической стоимости объектов нефинансовых активов, полученных по договорам купли продажи, по договорам дарения.
  8. Балансовая стоимость объектов? Из чего она складывается?
  9. Основные средства. Что к ним относится, срок полезного использования ОС, на основании чего он определяется
  10. Понятие единицы учета основных средств.
  11. Инвентарный номер. Порядок его присвоения.
  1. Три группы ОС 1) до 3000 руб, 2) от 3000,01 до 40000 руб, 3) свыше 40000 руб, зачем такая градация. Что такое карточка учета ОС, когда она заводится. На каких карточках учета ОС ведутся эти основные (расписать по каждой группе). Различия между ОС, относящимся к разным группам (принятие к учёту, передача в эксплуатацию, амортизация, списание)
  2. Счета учета ОС.
  1. Амортизация, ОКОФ, зависимость срока начисления амортизации от ОКОФ. Описать линейный метод начисления амортизации.
  1. Перечислить первичные документы при поступлении ОС.
  1. Перечислить первичные документы при внутреннем перемещение ОС.
  2. Перечислить документы, оформляемые при выдаче ОС в эксплуатацию.
  3. Задача: Организация принимает к учету Основное средство (телефон) стоимостью 5000р. ОС принимает завхоз Иванов А.А., затем передает в эксплуатацию сотруднику Петрову. Написать проводки (корреспонденцию счетов)
  1. принятие к учету ОС, какой документ при этом напечатаем.
  2. Передача в эксплуатацию (внутреннее перемещение), какой документ при этом напечатаем.
  3. Начисление амортизации.
  4. Списание пришедшего в негодность телефона, какой документ напечатаем.
  5. Рассмотреть этот же случай, если стоимость телефона 2000руб.
  1. Какими документами оформляется списание основных средств.
  2. Счета начисления амортизации движимого и недвижимого имущества.
  3. Как определить остаточную стоимость амортизируемого объекта на определенную дату.
  4. Когда после покупки основного средства начинают начислять амортизацию и в каком размере?
  5. Когда прекращается начисление амортизации.
  6. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью до 3000 руб.
  7. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью от 3000 до 40000 руб.
  8. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью свыше 40000 руб.
  9. Что относится к материальным запасам. Счета учета материальных запасов.
  10. Как определяется фактическая стоимость материальных запасов.
  11. Перечислите регистры бухгалтерского учета, используемые для учета материальных запасов.
  12. Задача: Организация, в лице зав.склада Иванова А.А. производит оприходование материальных запасов (канц.товары), а затем выдает их сотруднику Петрову. Составить корреспонденцию счетов 1) Оприходование ТМЦ (товарно-материальных ценностей) на склад 2) выдача в эксплуатацию. 3) Списание.
  13. Перечислить документы используемые при списании ТМЦ, пояснить назначение каждого из них.
  14. Назначение счета 0106000 «вложения в нефинансовые активы». Назвать счета для иного движимого имущества.
  15. Понятие движимого и недвижимого имущества
  16. Какие счета используются для учета себестоимости готовой продукции.
  17. Назовите виды затрат, которые несет учреждение при изготовлении продукции.
  18. Что такое прямые затраты.
  19. Для чего предназначен счет 020100000 «Денежные средства учреждения», перечислите все группировочные счета, относящиеся к денежным средствам
  20. Назначение счета 020111000, в каком журнале операций отражаются данные по этому счету. На основании каких первичных документов отражается информация по счету.
  21. Назначение счета 020134000, в каком журнале операций отражаются данные по этому счету.
  22. На основании каких первичных документов производится прием денежных средств в кассу от физический лиц, выдача денежных средств в подотчет.
  23. Задача: Организация с лицевого счета, открытого в органе казначейства снимает денежные средства в кассу, и выдает их в подотчет на покупку канц. товаров. Осуществить покупку не удалось, и подотчетное лицо вносит деньги обратно в кассу, а организация сдает деньги на лицевой (расчетный) счет. Написать необходимую корреспонденцию счетов: 1) Выбытие денежных средств с лицевого счета открытого в органе казначейства. 2) Поступление денежных средств в кассу учреждения. 3) Выдача денежных средств в подотчет на приобретение канц.товаров. 4) Возврат подотчетным лицом не использованных денежных средств. 5) Выбытие денежных средств из кассы учреждения. 6) Поступление денежных средств на лицевой счет.
  24. В каком регистре бух учета отражается поступление и расходование наличных денежных средств.
  25. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
  26. Какие счета используется для расчетов по выданным авансам в соответствии с классификацией КОСГУ.
  27. В каких регистрах бух учета отражаются данные по операциям по счету «Расчеты по выданным авансам».
  28. Задача: Организация производит оплату аванса (1000р) за оказанные услуги связи по договору и счету от поставщика. Какой бухгалтерской записью необходимо отразить данную операцию.
  29. Назначение счета «Расчеты с подотчетными лицами», регистры бух учета в которых отражаются данные по этому счету.
  30. Можно ли выдать сотруднику деньги в подотчет, если он не отчитался за ранее выданные деньги.
  31. Что может купить сотрудник, если ему выдали из кассы учреждения денежные средства по 221, 222, 223, 226, 290 коду КОСГУ.
  32. Перечислить счета «расчеты с подотчетными лицами» в соответствии с классификацией КОСГУ.
  33. Задача: Иванову А.А. из кассы выдали 100р на покупку материальных ценностей и 200р на оплату услуг связи. Он купил канц.

    План счетов бюджетного учёта на 2018 год - инструкция 162н

    товаров на 80 руб., и оплатил услуги связи стоимостью 200р., предоставив в бухгалтерию соответствующие чеки и авансовый отчет. Вернул неиспользованные деньги в размере 20руб в кассу. Составить проводки: 1) Выдача из кассы денежных средств, 2) Принятие к учету сумм произведенных сотрудником расходов на основании авансового отчета. 3) Возврат неиспользуемых сумм. 4) Заполнить Расходный кассовый ордер, Авансовый отчет, Приходный кассовый ордер, по приведенным в задаче данным.

  34. Назначение счета 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»
  35. Назначение счета 0302000 «Расчеты по принятым обязательствам», бухгалтерские регистры в которых отражаются обороты по счету.
  36. Перечислить счета в соответствии с КОСГУ.
  37. Задача: Сотруднику начислена заработная плата в размере 10000 руб., Эту сумму организация снимает с расчетного счета в кассу учреждения и выдает сотруднику. Составить проводки: 1) Выбытие денежных средств с расчетного счета, 2) Поступление денежных средств в кассу учреждения, 3) Начисление ЗП 10000, 4) Выдача ЗП из кассы сотруднику.
  38. Организация получила по накладной основное средство стоимостью 4000, оплатила поставщику эту сумму на основании договора и счета. Составить проводки 1) Поступление основного средства (Машины и оборудование), оплата основного средства безналичным расчетом.
  39. Организация оплатила аванс за продукты питания в размере 1000 руб. Поставщик привез товар на сумму 9000 указанную в накладной. Организация оплатила остаток суммы. Составить проводки 1) Оплата аванса по безналичному расчету, 2) Поступление продуктов питания, 3) Оплата остатка суммы, 4) Зачет обязательств по полученным продуктам в счет перечисленной ранее оплаты.
  40. Акт сверки, порядок заполнения, отражаемые данные.

Смотрите также:
Инструкция по бюджетному учету Приказ №162н от 06. 12. 10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету
I. Общие положения Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Бухгалтера по учету материалов
Инструкция "геолога I категории " Вид документа инструкция должностная инструкция
Инструкция по применению средства «Клиндезин-Окси»
Приказ № от 2012 г. № Должностная инструкция
Приказ № от 201 г. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп Настоящая должностная инструкция воспитателя дошкольных групп разработана на основе
Мобу сош №2 с. Кармаскалы
Временная инструкция по безобогревному выполнению швов и стыков в крупнопанельных жилых зданиях
Правила устройства электроустановок глава учет электроэнергии область применения, определения
Инструкция по программированию стр. Инструкция по программированию
Законом Кировской области
Должностная инструкция уборщика служебных помещений мбоу пмс-центра

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 24 декабря 2012 г. N 174н пункт 4 изложен в новой редакции, применяющейся при формировании учетной политики и ведения бюджетного учета начиная с 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Положения настоящего Приказа применяются к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

А.Кудрин

Приложение 1

Приложение 2

Законодательная база Российской Федерации

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее – Инструкция) устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения (далее – План счетов бюджетного учреждения).

Новшества в Инструкции N 162н (Ларцева Л.)

2. Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н1 (далее – Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.

3. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24 – 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

5. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15

Наконец то свершилось! Минюст зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 127н). Положения этого документа вступили в силу 19.09.2015 и применяются при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не пре­дусмотрено учетной политикой учреждения. Мы проанализировали все изменения и подготовили краткий анализ новшеств, актуальных для казенных учреждений.

Применение первичных учетных документов.

В обновленной Инструкции 162н пока сохранены ссылки на первичные учетные документы, утвержденные Приказом от 15.12.2010 № 173н. Напомним, что этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 52н . Однако учреждения вправе применять старые формы первичных документов до внесения изменений в учетную политику на 2015 год с учетом своей организационно-технической готовности (п. 5 преамбулы к Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 10.06.2015 № 02 07 07/33768).


Изменения в Плане счетов.

План счетов бюджетного учета (приложение 1) скорректирован следующим образом:

  • добавлены новые счета:

* Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ).

  • детализированы в разрезе статей (подстатей) КОСГУ следующие счета:

  • изменены наименования следующих счетов:

Новации в порядке применения Плана счетов.

Перенос остатков на начало года. Согласно поправкам, внесенным в п. 2 Инструкция 162н, при формировании остатков на начало текущего финансового года по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» в 8 – 17 х разрядах номеров счетов нужно указывать нули.

Учет нефинансовых активов.

Неучтенные объекты НФА. Излишки нефинансовых активов, вы-явленные в ходе проведения инвентаризации, теперь следует называть неучтенными объектами. Соответствующие изменения Инструкции 162н внесены в п. 7, 12, 16, 23 . Напомним, что такие объекты принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к учету (п. 31 Инструкции № 157н ).

Основные средства. Типовые корреспонденции счетов по учету объектов основных средств дополнены следующими проводками:

* ОС учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента их демонтажа и (или) утилизации.

Согласно п. 10 Инструкции № 162н консервацию (расконсервацию) основного средства на срок более трех месяцев следует отражать в учете путем внесения записи в инвентарную карточку о консервации (расконсервации) объекта, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Нематериальные активы. Операции по принятию к учету безвозмездно полученных объектов нематериальных активов при закреплении права оперативного управления в случаях, предусмотренных законодательством РФ при получении их от резидентов РФ и физических лиц нерезидентов РФ, теперь отражаются так:

Данная корреспонденция счетов заменила прежнюю:

Дебет счета 0 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения»

Амортизация ОС и НМА. Из пункта 19 Инструкции № 162н исключены положения о том, что начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов отражается в учете по дебету счета 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», поскольку этот счет в данном случае не применяется.

Непроизведенные активы. Согласно новой редакции Инструкции № 162н операции по принятию к учету земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, необходимо отражать следующей проводкой:


До внесения изменений Приказом от 29.08.2014 № 89н в п. 333 Инструкции № 157н земельные участки следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Теперь их учет ведется на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Операции по отнесению произведенных вложений в улучшение объектов непроизведенных активов, не отделимых от них, следует отражать так:

Материальные запасы. Добавлена корреспонденция счетов по отражению в учете операций по принятию к учету материальных запасов в случае реорганизации казенного учреждения в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования:


Торговая наценка на товары. Расширен перечень бухгалтерских записей по отражению в учете суммы торговой наценки.

Недвижимое имущество учреждения в пути. В обновленной редакции п. 35 Инструкции № 162н указано, что новый счет 0 107 11 000 применяется для учета воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

Имущество казны. Инструкция 162н дополнена корреспонденциями счетов по принятию к учету имущества в состав казны, а также по учету драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – драгоценности), составляющих казну:

Изменения инструкции 162н:

Учет финансовых активов.

Денежные средства в пути. Инструкция № 162н дополнена бухгалтерскими записями по отражению в учете операций, связанных с движением денежных средств.

Неучтенные денежные средства. Согласно изменениям Инструкции 162н, операции по оприходованию неучтенных денежных средств, выявленных в ходе проведения инвентаризации, следует отражать так:

Денежные документы. Расширен перечень корреспонденций счетов по отражению в учете операций по поступлению (выбытию) денежных документов.

Денежные средства в иностранной валюте. Добавлены корреспонденции счетов по отражению в учете операций с иностранной валютой.

От редакции: о других новшествах, введенных Приказом № 127н, читайте в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муници-пальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов го-сударственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, ор-ганов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

М. Алексеева ,
эксперт журнала
«Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение», №10, октябрь, 2015 г.

Случайные статьи

Вверх