Коробка на маз 8 ступенчатая с делителем. Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ

Автомобили МАЗ агрегатируются моторами производства Ярославского завода, ММЗ, MAN, Deutz, Mercedes-Benz,Cummins. Поэтому каждая коробка передач МАЗ, установленная вместе с этими двигателями, имеет конструктивные особенности.
Большинство КПП, которым отдает предпочтение автопроизводитель, относится к механическим. Задача КПП – выступить «посредником» между коленчатым валом ДВС и ведущими колесами при передаче крутящего момента, изменяя при этом его величину и направление. С помощью КПП водитель может выполнить разобщение ДВС и трансмиссии.

Купить коробку передач МАЗ по конкурентной цене вы сможете на сайте Sparox. Мы предлагаем сертифицированные запчасти и узлы для КПП разных производителей.

Краткое описание

Механическая коробка переключения передач МАЗ конструктивно состоит из валов (ведущего, ведомого и промежуточного), шестерен, синхронизаторов. Элементы коробки передач расположены в картере.
Механизм переключения используется водителем для изменения передачи. В этот момент шестерни вводятся в зацепление, их сочетание зависит от выбранной передачи.

Коробка МАЗ с мотором 236 – это 5-ступенчатая МКПП (синхронизаторы на всех передачах, начиная со второй). С 238 мотором устанавливается 8-ступенчатая МКПП (без синхронизатора только передача заднего хода). С мановскими моторами устанавливаются 16-ступенчатые МКПП ZF (синхронизация аналогична 8SP ЯМЗ).

3.2. Коробка передач и её привод. Устройство.



На автомобилях МАЗ устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной двухступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).
Устройство коробки передач показано на рис.44. Монтаж всех деталей коробки передач производится в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцеплению; образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.
Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на пеpeднем шлицевом конце установлены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основного коробки.
Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади - на шарикоподшипник установленный в передней стенке картера дополнительной коробки. Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.
Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой передачи и заднего хода - на роликовых подшипниках.
Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади - на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картере основной коробки. В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода. Включение заднего хода осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.
Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, размещенный в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади - на два подшипника: цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, устaнoвленные соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке подшипника вторичного вала.
На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом конце - фланец крепления карданного вала. На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.
Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади - на двухрядный сферический подшипник, размещённый в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи. В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.
Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной - с фрикционными дисками.
Переключение передач в основной коробке производится с помощью механического дистанционного привода, а дополнительная коробка управляется с помощью пневмопривода

Дистанционный привод основной коробки (рис.45).

Телескопического типа, состоит из механизма, расположенного непосредственно нa коробке передач 13, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 3 передач, смонтированным в кабине.
В приливах верхней крышки 1 (рис.46) основной коробки смонтированы три штока: на крайнем правам (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения заднего хода, на среднем - вилка 4 переключения первой и второй передач основной коробки, и на третьем - вилка 8 переключения третьей в четвертой передач основной коробки.
Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22. На штоке заднего хода и штоке переключения первой и второй передач основной коробки имеются головки (соответственно 11 и 17). В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 через поводок 15 переключения заднего хода.
Для включения третьей и четвертой передач основной коробки рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач. Положение штока заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителя 16, входящего в поводок 15 под действием пружины 12, помещенной в специальном стакане 13. Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить задний ход. Штоки при включенной передаче и в нейтральном положении удерживаются шариковыми фиксаторами. Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в штоках установлен специальный замок шарикового типа.
На верхней крышке основной коробки смонтирован картер 11 (см.рис.45) дистанционного механизма управления основной коробкой, в котором располагается вал 12 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 14 и промежуточным рычагом 18, связанным с продольной тягой 7 дистанционного привода.
В картере дистанционного механизма располагается шариковый фиксатор 9 выбора передач. Продольная тяга 7 может совершать как продольное, так в угловое перемещения. Угловое перемещение штока вызывает осевое перемещение вала 12, что приводит к соединению сидящего на нём рычага 14 с определенным ползуном в верхней крышке основной коробки 13. Перемещение продольной тяги вызывает поворот вала 12 переключения передач и сидящего на нём рычага 14. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.
Дополнительная коробка управляется с помощью пневмокрана переключателем 1 (см.рис.45) диапазонов, расположенным на рукоятке рычага 3 переключения передач.

Механизм переключения дополнительной коробки (рис.47).

Состоит из редукционного клапана 12, воздухораспределителя 6, пневмокрана 5, впускного клапана 8, рабочего цилиндра 1 и воздухопроводов.
Редукционный клапан 3 (рис.48) служит для снижения давления сжатого воздуха, подводимого из пневмосистемы автомобиля, до 4,75кгс/см² - рабочего давления пневмосистемы коробки передач. Воздухораспределитель 23 направляет сжатый воздух от впускного клапана 17 в ту или другую полость рабочего цилиндра 25 и стравливает воздух из его полостей.
Пневмокран 5 осуществляет управление воздухораспределителем. При опущенном вниз переключателе 6 диапазонов золотник воздухораспределителя устанавливается в положение, соответствующей прямой передаче в дополнительной коробке. При поднятом переключателе - в положение понижающей передачи.
Впускной клапан 17 обеспечивает подачу сжатого воздуха через воздухораспределитель 23 в рабочий цилиндр 25 только при выключенной передаче в основной коробке. При включенной передаче в основной коробке впускное отверстие клапана закрыто толкателем 16 и воздух в воздухораспределитель и рабочий цилиндр не поступает, разгрузочное отверстие в корпусе клапана открыто, обе полости рабочего цилиндра соединены с атмосферой.
При поднятом переключателе диапазонов 1 (см.рис.45) трос 6 перемещает золотник 3 (рис.49) в положение, при котором сжатый воздух, подводимый от редукционного клапана к каналу А через канал пневмокрана, поступает в канал Б и далее к воздухораспределителю на включение понижающей передачи. Канал В в это время через фильтр 8 соединён с атмосферой.

При опущенном переключателе диапазонов трос перемещает золотник 3 в положение, при котором сжатый воздух через канал А попадает в канал В и оттуда к воздухораспределителю на включение прямой передачи. В это время канал Б через крышку 5 соединён с атмосферой.
Механизм переключения передач дополнительной коробки расположен в верхней крышке его картера. Здесь располагается шток 13 (см.рис.44), связанный с поршнем пневматического цилиндра 14. Направление перемещения штока с закрепленной на нём вилкой 10 переключения передач дополнительной коробки зависит от подводимого давления в пневматический цилиндр слева или справа от поршня, что вызывает включение большого 20 или малого 21 синхронизатора, т.е, понижающей или прямой передачи дополнительной коробки.
На верхней крышке дополнительной коробки установлен датчик синхронизатора, включения понижающей передачи. При перемещении штока 13 и вилки 10 переключения передач дополнительной коробки из одного положения в другое в кабине водителя загорается контрольная лампочка, соединенная с клеммой выключателя 35. Лампочка гаснет, как только полностью включается выбранная (прямая или понижающая) передача.
Кроме того, на верхней крышке дополнительной коробки имеется стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля. Для этого, установив вилку 10 в нейтральное положение, стопорный болт 9 вворачивают до упора в лунку, сделанную нa штанге, и контрят её в этом положении гайкой.

Система смазки коробки передач.

Является комбинированной: подшипники шестерен вторичных валов основной и дополнительной коробок смазываются под давлением, зубья шестерён и подшипники валов - разбрызгиванием. Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник 29 и систему каналов шестерённым масляным насосом. Привод насоса осуществляется от торца промежуточного вала основной коробки. У насоса имеется редукционный клапан, который отрегулирован на давление 0,78кгс/см² и при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим. Масляные ванны обоих картеров соединены между собой каналом для обеспечения в них одинакового уровня масла. Внутренняя полость картеров коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.
В коробке передач имеются маслозаливное отверстие на крышке основной коробки, контрольное отверстие уровня масла на боковом стенке основной коробки и по два сливных отверстия снизу картеров основной и дополнительной коробок.

Привод коробки передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 и ЯМЗ - 239 показан на рисунке 4.

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятсяследующие регулировки привода коробки передач:

Порядок регулировки управления КПП ЯМЗ-239 автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 следующий:

Установить рычаг 2 в нейтральное положение;

Продольным перемещением пластины 16 при отпущенных болтах 17 установить угол а рычага 1;

Изменением длины тяги 3 установить угол.

При недостаточном ходе пластины 16 или диапазоне регулировки тяги 3 отпустить болты 5, сдвинуть или повернуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку углов а, в, как указано выше.

Угол а должен быть 80°, угол в - 90°.

Регулировку блокировочного устройства телескопических элементов коробки передач ЯМЗ-239 автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 производить при поднятой кабине следующим образом:

Расшплинтовать палец 8 и отсоединить тягу 6 от вилки 9 рычага привода коробки передач;

Задвинуть внутреннюю тягу 6 до упора выступов серьги 12 в пазы наконечника 15;

Удерживая механизм в сжатом состоянии, ввернуть хвостовик до момента блокировки механизма втулкой К) под воздействием пружины 11:

Затянуть контргайку 13, проверить четкость работы механизма блокировки. При заблокированном механизме осевой и угловой люфты должны быть минимальными.

В разблокированном положении втулка 10 смещена влево. Перемещение удлинителя должно быть плавным, без заеданий, и механизм блокировки должен обеспечивать четкую фиксацию удлинителя тяги в исходном положении.

При подсоединении тяги 6 к вилке 9 отверстие в серьге под палец 8 должно располагаться над продольной осью тяги 6. Регулировку привода производить при неработающем двигателе.

При подъеме кабины масло под давлением от насоса подъема кабины через шланг 7 подается в цилиндр блокировочного устройства и происходит разблокирование механизма 6.

После опускания кабины для надежной фиксации телескопического механизма 6 в заблокированном положении необходимо переместить рычаг переключения передач 1 вперед по ходу автомобиля движением, аналогичным включению передачи. При этом механизм блокируется и в дальнейшем готов к работе.

Схема переключения передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 и ЯМЗ-239 см. рисунок 5.

Рис.4. Привод управления коробкой передач ЯМЗ автомобилей Маз-5516, 64229, Маз-54323, 54329

1 - рычаг; 2 - рычаг; 3,4- тяги; 5,17- болт; 6 - тяга (телескопический механизм); 7 - шланг; 8 - палец; 9 - вилка; 10 - втулка; 11 - пружина; 12 - серьга; 13 - контргайка; 14 - хвостовик; 15 - наконечник; 16 -пластина; 18 - переключатель

Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 с двигателем MAN.

При управлении коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 руководствоваться следующим:

Управление основной КПП и демультипликатором осуществляется с помощью рычага КПП согласно схеме изображенной на рисунке 19 (КПП ZF).

Переходе медленного диапазона демультипликатора на быстрый осуществляется движением рычага в нейтральном положении в направлении от себя, преодолевая усилие фиксатора, с быстрого диапазона на медленный - в обратной последовательности.

Управление делителем осуществляется флажком на рукоятке рычага коробки переключения передач. Переход с медленного диапазона (L) на быстрый (S) и обратно осуществляется нажатием до упора на педаль сцепления после перевода флажка в соответствующее положение. Переключение возможно без выключения передачи в основной КПП.

Регулировка привода управления коробкой передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки привода КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 для двигателей МАН:

Регулировка положения рычага в продольном направлении;

Регулировка положения рычага в поперечном направлении;

Регулировка блокировочного устройства телескопических элементов привода.

Регулировка положения рычага 1 (рисунок 7) в продольном и поперечном направлении производится перемещением и вращением тяги 5 в хвостовике 6 при отпущенных болтах 7.

При этом угол а должен быть 85°, угол е=90°. Угол а можно регулировать и перемещением пластины 3 при отпущенных болтах 2.

Рис.5. Схема переключения передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329, ЯМЗ-239

М - медленный диапазон; Б - быстрый диапазон.

Рис.6. Схема переключении передач КПП ZF автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

L - медленный диапазон; S - быстрый диапазон.

Рис.7. Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5516, Маз-64229, Маз-54323, 54329

1 - рычаг; 2, 7 - болт; 3 - пластина; 4 - шланг; 5 - механизм помежуточный; 6 - хвостовик; 8 - рычат

Привод коробки передач автомобилей Маз-5440 показан на рисунке 8.

Переключение основной коробки производится рычагом 1 механизма дистанционного управления. Дополнительная коробка управляется переключателем диапазонов 18, расположенным на рычаге 1 переключения передач.

При нижнем положении переключателя диапазонов включается быстрый диапазон в дополнительной коробке, при верхнем - медленный диапазон.

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки КПП автомобилей Маз-5440:

Регулировка угла наклона рычага 1 в продольном направлении;

Регулировка угла наклона рычага 1 в поперечном направлении;

Регулировка блокировочного устройства телескопического механизма. Для регулировки угла наклона рычага в продольном направлении следует:

Установить рычаг 2 в нейтральное положение, затянув фиксатор нейтрального положения на механизме переключения 20 (для КП ЯМЗ - 238М).

Нейтральное положение коробки передач КПП автомобилей Маз-5440 проверить перемещением валика рычага 2 в осевом направлении путем нажатия на него рукой. При этом валик должен перемещаться на величину 30 - 35 мм;

Ослабить затяжку болтов 17 и продольным перемещением пластины 16 установить угол "а" 90 градусов;

При недостаточном ходе пластины 16 отпустить болты 5, сдвинуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку угла "а" перемещением пластины 16.

Регулировка рычага 1 в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 3 путем отсоединения одного из наконечников с отворачиванием гайки его крепления с последующей регулировкой длины таким образом, чтобы рычаг 1 занял вертикальное положение.

После регулировки вернуть фиксатор нейтрального положения в исходное положение (для КПП ЯМЗ-238М).

Регулировку блокировочного устройства телескопического механизма КПП автомобилей Маз-5440 следует производить следующим образом:

Расшплинтовать палец, отвернуть гайку, вынуть палец и отсоединить тягу 6 от вилки 9 рычага переключения передач;

Ослабить контргайку 13 и вывернуть хвостовик 14 до упора резьбы;

Задвинуть внутреннюю тягу 6 до упора выступов серьги в пазы наконечника 15;

Удерживая механизм в сжатом состоянии, ввернуть хвостовик 14 до момента блокировки механизма втулкой 10 под воздействием пружины 11;

Затянуть контргайку 13, проверить четкость работы механизма блокировки. При заблокированном механизме осевой и угловой люфты должны быть минимальными. В разблокированном положении (втулка 10 смещена вправо) внутренняя тяга должна выталкиваться возвратной пружиной на 35 - 50 мм.

Дальнейшее перемещение удлинителя должно быть плавным, без заеданий и механизм блокировки должен обеспечивать четкую фиксацию удлинителя тяги в исходном положении.

Не следует допускать изгиба и погнутости тяги привода и телескопических ее составляющих. Регулировку привода коробки передач производить при неработающем двигателе.

Рис.8. Привод управления коробкой передач автомобилей Маз-5440

1,2- рычаг; 3, 4, 6 - тяга; 5, 7, 17 - болт; 8 - палец; 10 - втулка; 11 - пружина; 12 - серьга; 13 - гайка; 14 - хвостовик; 15 - наконечник; 16 - пластина; 18 - переключатель 19 - шарик; 20 - механизмы переключения.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2381-3902150 ИЭ
Коробки передач
ЯМЗ-2381
ЯМЗ-238ВМ
ЯМЗ-238ВК
ЯМЗ-238ВУ
и их модификации
Инструкция по эксплуатации
Настоящее руководство распространяется на КП ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ; ЯМЗ-238ВЛ всех модификаций и устанавливает основные требования к эксплуатации коробок передач.
1 Характеристики

Коробка передач ЯМЗ-2381 механическая восьмиступенчатая, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двух-диапазонного планетарного демультипликатора.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ; ЯМЗ-238ВЛ отличаются от вышеуказанной коробки передач первичным валом, крышкой первичного вала и масляным насосом.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4 (238ВК4; 238ВУ; 238ВУ2; 238ВУ4; 238ВЛ) предназначены для установки совместно с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-238 и карданным валом с “гладким” фланцем.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ5 (238ВК5; 238ВУ1; 238ВУ3; 238ВУ5; 238ВЛ1; 2381; 2381-30) предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-183 и карданным валом с “гладким” фланцем.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ7 (238ВМ1; 238ВК7; 238ВУ6; 238ВУ7; 238ВУ9; 238ВЛ1; 2381-02; 2381-05; 2381-31; 2381-52) предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-183 и карданным валом с “евро” фланцем.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 могут устанавливаться взамен снятых с производства коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5 в соответствии с рекомендациями (см. приложение).
1.1 Переключение передач производится в соответствии
с рисунком 1.
Рисунок 1-Схема положений рычага переключения передач.
Внимание!
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываться в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода, должно ощущаться сопротивление пружинного механизма. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.
1.1.1 Механизм переключения диапазонов демультипликатора
оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП). Реле АСПБ устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 об/мин, что соответствует скорости движения автомобиля 25-35 км/час.
1.2 Передаточные числа коробки передач приведены в таблице 1

Таблица 1
Передача
Передача в основной коробке
Диапазон в демультипликаторе
Передаточное число
1
2
3
4
1
2
3
4
низший
7,30
4,86
3,50
2,40
5
6
7
8
1
2
3
4
высший
2,09
1,39
1,00
0,71
з.х.
з.х.
низший
высший
10,46
2,99

2 Эксплуатация коробок передач.

Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение.
Для включения пятой передачи оставить включенной четвертую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля).
Пятая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение первой передачи. В момент перехода через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе; при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа переключения демультипликатора.

Для перехода с пятой на четвертую передачу переключите кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить четвертую передачу в основной коробке.

Трогание груженого автомобиля с места производить на первой передаче. Трогание автомобиля на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.
Движение задним ходом следует осуществлять только при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
3 Техническое обслуживание.

3.1 Смазка коробки передач
Для смазки коробки передач следует применять следующие масла:
всесезонное трансмиссионное масло ТСп-15к ГОСТ 23652-79
(SAE 85W-90);
всесезонное трансмиссионное масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 (заменитель);
всесезонное трансмиссионное масло ТАД-17И ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90);
“ЯР. Марка Т” ТУ 0253-019-00219158-95 (SAE 80W-90; GL-3);
Ангрол ТСп-15к ТМЗ-18 ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90; GL-3);
смесь масла ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (85%) и дизельного топлива марки А или З ГОСТ 305-82 (15%) (для эксплуатации при температуре ниже минус 30°С);
смазка Литол 24 ГОСТ 21150-87 (для смазки деталей механизма выключения сцепления);
смазка №158 ТУ 38.101.320-77 (для смазки деталей механизма переключения демультипликатора).
Заправочная емкость системы смазки от 7,5 до 8 л. Уровень масла ниже контрольного отверстия расположенного на правой стороне проставки не допускается.
3.2 Техническое обслуживание после обкатки автомобиля.
После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит сливной пробки.
3.3 Первое техническое обслуживание (ТО-1).
3.3.1 Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить в соответствии с настоящим руководством.
3.4 Второе техническое обслуживание (ТО-2).
3.4.1.Выполнить все операции первого технического обслуживания.
3.4.2. Наполнить смазкой муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода.
3.4.3 Смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем по 2 хода.
3.4.4 Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
3.5 Дополнительно через одно ТО-2.
3.5.1 Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.
3.5.2 При отсутствии регламентированной системы технического обслуживания автомобилей смену масла производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
автомобили с годовым пробегом 80000 км. и более-через 50000 км.
автомобили с годовым пробегом менее 80000 км. и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовая дорога, гористая или жаркопустынная местность и т.п.)-через 30000-40000 км.
Внимание!

При использовании масла заменителя сроки смены его должны быть сокращены вдвое. Масло из коробки пере-дач слить сразу после работы в горячем состоянии. Промывку картера производить жидкими индустриальными маслами (И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88). Промывать коробку передач дизельным топливом или керосином, во избежании отказа в работе масляного насоса запрещается.

3.5.3 Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77; допускается применение смазки Литол-24 по ГОСТ 21150-87).
3.5.4 Произвести очистку и смазку поршня и рабочей поверхности цилиндра переключения демультипликатора смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87.
4 Правила буксировки автомобиля.

Буксировку автомобиля с неработающим двигателем можно про-изводить только при отсоединенном карданном вале.
Внимание!
Буксировка автомобиля с нарушением изложенного правила приводит к выходу коробки передач из строя.
5. Возможные неисправности коробки передач.

5.1. Возможные неисправности коробки передач и методы их устранения приведены в таблице 2.

Таблица 2
Возможные неисправности
Методы устранения
Затрудненное включение передач
неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”)
износ или повреждение синхронизатора, повреждены зубья зубчатых муфт
отрегулировать свободный ход педали
если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить поврежденные детали
заменить неисправный синхронизатор, заменить поврежденные детали
Повышенный шум при работе коробки передач
недостаточно масла в коробке передач
износ подшипников валов коробки передач
повышенный износ или скол зубьев
залить масло до уровня контрольного отверстия
заменить изношенные шестерни
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля
неравномерный износ зубчатых муфт
неисправности штоков и вилок механизма переключения передач
повышенный износ подшипников коробки передач
заменить неисправные детали
заменить неисправные детали
заменить неисправные подшипники
Самопроизвольное выключение передач в демультипликаторе
поступление сжатого воз-духа в полость цилиндра противоположную включен-ной передаче
износ подшипников вилки переключения диапазонов
заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителя
заменить изношенные детали, отрегулировать положение штока цилиндра демультипликатора
Невключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя
износ уплотнительного кольца впускного клапана воздухораспределителя
неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу
заедание впускного клапана в отжатом положении
заедание кромки манжеты в канавке поршня, износ или потеря эластичности манжет
заменить изношенный
клапан
заменить уплотнительное кольцо
заменить неисправные детали
очистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости заполировать
заменить манжеты цилиндра переключения демультипликатора
Невключение или замедленное переключение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки.
повреждение мембраны воздухораспределителя
износ или потеря эластичности уплотнительных колец штока цилиндра переключения демультипликатора
заменить поврежденную мембрану
заменить поврежденные кольца
Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке
износ резины впускного клапана воздухораспределителя
неплотное прилегание толкателя к впускному клапану в воздухорапределителе
заменить клапан
заменить неисправные детали

6 Особенности сборки коробки передач.

6.1 Перед установкой демультипликатора с проставкой на кар-тер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на проставку нанести анаэробный герметик УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм. по контуру.
6.2 При установке демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рисунок 2) и крышки выходного вала демультипликатора (рисунок 3) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
-замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника поверхности картера основной коробки (рисунок 2) или картера демультипликатора (рисунок 3) при напрессованном до упора подшипнике.
-замерить размер Б с точностью 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте (рисунок 2) или крышке подшипника выходного вала (рисунок 3) с учетом толщины прокладки.
-подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,15…0,2 мм


6.3. При установке крышки подшипника первичного вала (рисунок 4) обеспечить минимальный осевой люфт вала с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
-замерить размер Б с точность 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки
-замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном подшипнике
-подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,2-0,3 мм.
6.4. Затяжку гаек крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу 3). Последовательность затяжки согласно рисунка 5.
6.5 При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки, для чего:

6.5.1 включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см2) в пневмоцилиндр. Убедиться в том, что зубья муфты высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от руки.

6.5.2 Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться ощутимое возрастание сопротивление провороту) Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.

6.5.3 Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на 5…7 граней головки болта (5/6…7/6 оборота) и, удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137,29 до 156,9 Нм (от 14 до 16 кгс/м). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко, без заеданий от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360°.

Внимание!
Неправильная регулировка вызывает недопустимую перегрузку подшипников вилки включения диапазонов, что приводит к их быстрому разрушению.
7 Моменты затяжки основных резьбовых соединений.

7.1 Моменты затяжки основных резьбовых соединений приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Таблица 3. Наименование крепежных деталей
Момент затяжки Нм (кгсм)
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки
137-157 (14-16)
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика
70-80 (7-8)
Болты крепления проставки к картеру основной коробки
123-157 (12,5-16)
Болты крепления картера демультипликатора к проставке
предварительная затяжка

окончательная затяжка
20-30 (2-3)

79-98 (8-10)
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
35-49 (3,6-5)
Оси вилки переключения демультипликатора
118-128 (12-13)
Болты крепления крышки первичного вала
23,5-35 (2,4-3,6)
Болты крепления зубчатой муфты низшего диапазона к проставке
23,5-35 (2,4-3,6)
Болт крепления фланца выходного вала
363-422 (37-43)

8 Подготовка коробки передач к работе.

8.1 Перед монтажом коробку передач подвергнуть расконсервации согласно п. 11.3. настоящего руководства.
8.2 Болты крепления коробки передач к двигателю и карданного вала к коробке передач должны быть надежно затянуты.
8.3 Задняя поддерживающая опора коробки передач должна быть отрегулирована в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
8.4 После монтажа на автомобиль коробка передач должна быть подключена к пневматической и электрической системам автомобиля (см. рисунки 7 и 8).

9 Комплектность.

9.1 Продольный разрез коробки передач изображен на рисунке 6.

9.2 Коробка передач поставляется в полностью собранном виде на деревянной подставке с транспортными деталями, предохраняющими коробку передач от механических повреждений, загрязнений и атмосферных осадков.
Внимание!
Для исключения поломки контактов включателя лампы сигнализации переключения диапазонов включатель вы-вернут и в упакованном виде привязан к пневмотрубопроводам коробки передач, а резьбовое отверстие за-крыто пробкой-заглушкой. Перед монтажом пробку-заглушку удалить и ввернуть включатель.
10 Транспортирование и хранение.

10.1 Транспортирование коробок передач может производиться любым видом транспорта. Крепление коробки передач должно обеспечивать ее сохранность от повреждения при транспортировке, на фланец крепления карданного вала должен быть установлен защитный кожух.
10.2 Хранение коробок передач должно производиться в закрытых сухих помещениях. В указанных помещениях не должны храниться кислоты, щелочи и другие химикаты (условия хранения “C”
ГОСТ 15150-69).
11 Консервация и расконсервация.

11.1 Коробки передач отгружаются потребителю с кратковременной консервацией, обеспечивающей сохранность коробок передач в течении трех месяцев с момента отгрузки с предприятия изготовителя при условии соблюдения требований п.10.2.
11.2 По заявке потребителя коробки передач могут быть подвергнуты длительной консервации по технологии завода изготовителя, обеспечивающей хранение в течении 36 месяцев. Информация о длительной консервации заносится в “Акт консервации”.
11.3 При расконсервации коробок передач снять защитные кожуха, парафинованную бумагу, отвернуть сливную пробку, слить остатки консервационной смазки, завернуть пробку.
Акт консервации
Консервация и упаковка произведены
Дата______________200 г.
Срок консервации до_______________
12 Свидетельство о приемке

Коробка передач___________________
(модель)
Заводской номер___________________изготовлена в соответствии с действующей технической документацией и признана годной для эксплуатации.
Штамп ОТК_______________________
_________________ _______________________
(личная подпись) (расшифровка подписи)
________________
(год, месяц, числа)
13 Гарантийные обязательства.

13.1 Тутаевский моторный завод гарантирует исправную работу коробки передач при соблюдении требований “Инструкции по эксплуатации двигателей ЯМЗ-238Б; ЯМЗ-238Д; ЯМЗ-238Н; ЯМЗ-238Л; ЯМЗ-238ФМ” и настоящей инструкции
13.2 Коробка передач должна быть установлена на автомобиль, не позднее, чем через три месяца со дня отгрузки с завода изготовителя. Коробки передач прошедшие консервацию должны быть установлены на автомобиль не позднее срока указанного в “Акте консервации”.
13.3 Гарантийный срок эксплуатации равен 12ти месяцам со дня установки коробки передач на автомобиль. Гарантийный пробег за этот период не должен превышать величины, установленной инструкцией на конкретную модификацию автомобиля.
Приложение

Рекомендация по установки коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ взамен коробок передач типа ЯМЗ 238А.
Настоящая рекомендация распространяется на коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 всех модификаций и устанавливает основные требования к монтажу указанных коробок передач взамен коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5.
1 Общие сведения
Коробка передач ЯМЗ-238ВМ4 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А.
Коробка передач ЯМЗ-238ВМ5 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А3.
Коробка передач ЯМЗ-238ВМ7 устанавливается взамен коробки передач ЯМЗ-238А5.
2 Подготовка к монтажу
2.1 Приобрести необходимую коробку передач ЯМЗ-238ВМ-1700003-40 (50 или 70).
2.2 Приобрести реле 6312.3747 (изготовитель г. Калуга).
2.3 Приобрести карданный вал (см. таблицу 1).

Таблица 1
Таблица 1 Модель
автомобиля
Модель
Коробки
передач
Обозначение
карданного вала
Примечание
МАЗ-5432 и модификации
ЯМЗ-238ВМ4
ЯМЗ-238ВМ5
5551-2201010-02
2 Х осный
тягач 4х2
ЯМЗ-238ВМ7
5551-2201010-10
МАЗ-5516 и модификации
ЯМЗ-238ВМ4
ЯМЗ-238ВМ5
5516-2205010-20
3 Х осный
самосвал 4х4
ЯМЗ-238ВМ7
54328-2201010-10
МАЗ-6422 и модификации
ЯМЗ-238ВМ4
ЯМЗ-238ВМ5
64229-2205010-01
3 Х осный
тягач 6х4
ЯМЗ-238ВМ7
64229-2205010-10

Внимание!
Номера карданных валов, неуказанных в данной таблице, на иные модели автомобилей уточнить на предприятии изготовителе автомобилей или сервисных центрах.
2.4 Коробку передач освободить от технологической подставы, удалив транспортную заглушку с фланца крепления карданного вала, предохранительный чехол включателя сигнализатора переключения демультипликатора и упаковочную бумагу с первичного вала, снять заглушку с верхней крышки.
2.5 Внешним осмотром необходимо убедится в целостности датчика скорости и трубок подвода воздуха.
2.6 Установить включатель сигнализатора переключения демультипликатора (включатель упакован в бумагу и привязан к трубопроводам), предварительно удалив металлическую транспортную заглушку.
2.7 Смазать тонким слоем смазки Литол-24 ГОСТ 21150-87 шлицевую часть первичного вала и убедиться, что подшипник муфты выключения сцепления заполнен указанной смазкой.
3. Монтаж и демонтаж.
3.1 Для снятия коробки передач ЯМЗ-238А с автомобиля следует:
-снять площадку шасси;
-демонтировать карданный вал, отсоединив его от коробки передач и ведущего моста;
-отсоединить от редукционного клапана трубку подвода воздуха;
-отсоединить от воздухораспределителя трубопроводы подвода воздуха от пневматического крана управления демультипликатором;
-отсоединить вилку клапана усилителя выключения сцепления от рычага выключения сцепления;
-отсоединить трубопровод подвода воздуха от цилиндра выключения сцепления;
-отсоединить электропровода от выключателя сигнальной лампы переключения демультипликатора, включателя сигнальных фонарей заднего хода и датчика привода спидометра;
-отвернув четыре гайки крепления, отсоединить механизм переключения передач вместе с тягой управления или рычагом переключения от коробки передач и отвести его в сторону;
-отвернув гайки снять заднюю поддерживающую опору силового агрегата;
-отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;
-отвернуть болты и снять кронштейны поддерживающей опоры силового агрегата;
-подвести под коробку передач грузоподъёмный механизм;
-отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывесить коробку передач и отсоединить её от двигателя;
-опустить коробку передач на тележку, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить тележку с коробкой передач из под автомобиля, после чего опустить автомобиль.
3.2 Перед монтажом переставить с коробки передач ЯМЗ-238А на коробку передач ЯМЗ-238ВМ:
-рычаг выключения сцепления;
-кронштейн вместе с цилиндром выключения сцепления;
-включатель сигнальных фонарей заднего хода и шарик Ø14 мм.;
-датчик привода спидометра и сменные шестерни привода датчика.
3.3 Для установки коробки передач ЯМЗ-238ВМ на автомобиль необходимо:
-поднять заднюю часть автомобиля и подкатить тележку с ко-робкой передач под него, затем опустить автомобиль;
-грузоподъёмным механизмом вывесить коробку передач и, не допуская больших перекосов, присоединить её к двигателю, со-вместив шлицы первичного вала и ведомых дисков сцепления;
-завернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика крутящим моментом 7…8 кгм, отсоединить грузоподъёмный механизм;
-закрепить болтами кронштейн с топливными трубками на крышке коробки передач;
-установить штатную заднюю поддерживающую опору на крон-штейн коробки передач;
-положить над поддерживающей опорой на лонжероны поперечину пластиной вниз (см. рисунок 9);
Внимание!
Чертежи поперечины разработаны применительно к автомобилю МАЗ-54323, перед изготовлением поперечины для других моделей автомобиля необходимо замерить расстояние между лонжеронами рамы в плоскости расположения поддерживающей опоры коробки передач и при необходимости изменить соответствующие размеры поперечины.
-замерить расстояние “А” между поперечиной и поддерживаю-щей опорой (см. рисунок 10);
-подобрать пакет регулировочных пластин (см. рисунок 11) толщиной “А”, установить его между поперечиной и поддерживающей опорой и закрепить болтами поддерживающую опору на поперечине;
-просверлить по месту (соосно отверстиям в поперечине) в полках лонжерона отверстие 13 мм.;
-закрепить поперечину болтами;
-закрепить, завернув четыре гайки, механизм переключения передач, совместив рычаг переключения с пазом на головках штоков;
-присоединить электропровода к включателю сигнальной лампы переключения демультипликатора, включателю сигнальных фонарей заднего хода, датчику привода спидометра;
-присоединить трубопроводы подвода воздуха от крана управления демультипликатором к воздухораспределителю и электромагнитному клапану (см. рисунок 7);
-присоединить к воздухораспределителю трубку подвода воздуха от пневматической системы автомобиля;
-присоединить вилку клапана усилителя выключения сцепления к рычагу выключения сцепления;
-присоединить к цилиндру выключения сцепления трубопровод подвода воздуха;
-установить карданный вал;
-закрепить по месту площадку шасси;
-установить в кабине водителя в удобном месте реле;
-подключить реле к электрической системе коробки передач и автомобиля (см. рисунок 8);
Внимание!
Коробка передач работоспособна при отсутствии реле. Однако переключение демультипликатора при скоростях автомобиля выше 25…30 км/ч приведёт к быстрому выходу его из строя.
Гарантия завода изготовителя на коробку передач, эксплуатирующуюся без реле не распространяется!
4. Регулировка.
После проведения монтажных работ в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля отрегулировать:

Зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.

Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.

Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.

Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.

Случайные статьи

Вверх