Виды и типы кузовов легковых автомобилей: их особенности. Учимся различать типы кузовов легковых автомобилей Виды кузовов автомобилей категории

Легковых авто в мире существует множество они отличаются друг от друга максимальной скоростью, весом, внутренней начинкой и множеством других параметров. Но первое, на что обращает внимание каждый автомобилист во время покупки — это кузов.

Типов кузовов легковых машин существует настолько много, что вспомнить все просто не получится. Мало того, большинство из них уже давно канули в прошлое. По факту в автомобилестроении сейчас используют всего 7—12 типов.

Семь типов самых популярных кузовов легковых машин

Кузов выполняет роль несущей части машины. Поэтому его выбор напрямую влияет не только на аэродинамические характеристики, но и на такие эксплуатационные качества, как надёжность и условия использования авто. К тому же каждый тип кузова машины, рассчитан на свой сегмент покупателей.

Купе

Хэтчбек — это урезанная версия седана. Отсутствие отдельного заднего багажника напрямую повлияло на манёвренность легковой машины. Данный тип кузова обеспечивает хорошую управляемость даже на самых сложных частях дороги.

Кузов хэтчбека состоит всего из двух секций. Но это никоим образом не влияет на удобство багажного отделения. Это даже не багажник, а ниша, в которую удобно складывать разнообразную утварь и вещи. Хорошим примером типа данной легковой машины является Chevrolet Cruze.

Хэтчбек может иметь только три или пять дверей. Ниша для багажника также по умолчанию закрывается дверью. Интересным фактом является то, что вначале, хэтчбек шёл как дополнение к седану. Но вскоре высокая популярность данного типа кузова легковой машины заставила производителей пересмотреть свой маркетинговый подход.

Универсал

Универсал — этот тот тип кузова легковой машины, который выбирают для всей семьи, и сейчас вы поймёте почему. Автомобили являются двухобъёмными, но в отличие от хэтчбеков имеют куда больше внутреннего пространства. При необходимости задние сиденья можно убрать, расширив пространство ниши.

Совет! В расширенную нишу легко можно положить велосипеды или какой-нибудь объёмный груз.

Увеличения внутреннего пространства конструкторам удалось добиться за счёт удлинения машины. Обычно данный тип кузова легкового авто имеет пять дверей, но существуют модели и с двумя дверями, правда, их очень мало, и они в своём большинстве считаются раритетными. Среди популярных моделей:

Лимузин

Лимузин — этот тип кузова легкового автомобиля представляет так называемый класс Luxuary. Проще говоря, это дорогие машины со всеми удобствами, включая мини-бар и просторный салон с диванчиками по бокам.

Ближе всего конструкция лимузина к седану. За одним исключением, лимузин намного длиннее. Кузов включает в себя три сектора:

  • багажное отделение,
  • салон,
  • подкапотное пространство.

В по-настоящему элитных лимузинах, водительское место отделено от пассажирского салона. Сделано это для того, чтобы не мешать пассажирам веселиться или вести важные переговоры. К самым популярным лимузинам причисляют:

  • Imperial Crown,
  • «Чайку»,
  • Lincoln Town Car.

Пикап

Пикап — это тип кузова легковой машины. Но его фактура и конструкция позволяет перевозить большие грузы и ездить по бездорожью. Основной чертой любого пикапа является то, что у него есть один отдел для пассажиров, в котором может быть как два, так и четыре сиденья и открытый кузов, последний при необходимости накрывается брезентом.

Пикап мощная машина, которая может преодолевать непростые сельские дороги и помогать фермерам в их работе. По крайней мере, так было задумано изначально. В России же данный тип кузова нашёл совсем другое применение.

Пикапы идеально подходят для загородных поездок. Их не страшит российское бездорожье. К тому же эту машину всегда можно загрузить картошкой, яблоками и рассадой. При этом пассажиры будут чувствовать себя очень комфортно, так как груз будет отделён от них перегородкой.

Данный тип кузова легковой машины оснащается как одним комплектом дверей, так и двумя. К наиболее популярным в России моделям причисляют:

  • Dacia Logan Pickup,
  • Mitsubishi L200.

Российские автомобилисты отдают предпочтение недорогим и экономным пикапам.

Кроссовер

Кроссовер — данный тип кузова легковой машины обрёл популярность в последние годы. Всё дело в том, что это идеальный вариант для города, и в то же время машина, которая без особых сложностей проедет по бездорожью.

Важно! Безусловно, по проходимости кроссовер уступает внедорожнику, но его возможностей вполне хватит жителю мегаполиса.

Конструкция данной машины представляет собой симбиоз универсала и внедорожника. Большой дорожный просвет и просторный салон, являются главными плюсами машины. Машина позволяет водителю чувствовать себя на высоте даже в самом плотном потоке.

Компоновка у кроссовера двухсекционная. В конструкции используется от трёх до пяти дверей. Отдельного багажника нет, вместо него довольно вместительная ниша. При необходимости задние сидения, как и у универсала, убираются, расширяя багажный отсек.

В России наибольшую популярность приобрели такие модели кроссоверов:

В народе современные кроссоверы получили название «паркетники».

Внедорожник

Внедорожник — это родоначальник всех кроссоверов. Он обладает гораздо большим дорожным просветом. Мало того, в большинстве случаев машина имеет полный привод и множество режимов для езды по пересечённой местности.

Тип кузова машины ближе всего к универсалу. При желании вы легко можете убрать сиденья и расширить салон. К популярным в России моделям причисляют:

Стоимость таких машин весьма высока, но их эксплуатационные характеристики вполне оправдывают высокую цену.

Итоги

Автомобильный ряд насчитывает множество легковых машин, с разными типами кузовов. Наиболее востребованные были перечислены выше. Очень близкими к ним по уровню востребованности являются:

  • минивэны,
  • фургоны,
  • фастбэки,
  • фаэтоны,
  • хардтопы.

Они не были описаны потому, что отличия в конструкциях с представленными выше кузовами минимальны. Автопром постоянно совершенствует конструкции легковых машин, поэтому гибридные корпуса на рынке это не редкость.

Современные автомобили выпускаются с разнообразными вариантами кузова. Их обозначение не всегда одинаково, в некоторых случаях налицо применение нескольких трактовок. В нашей статье мы разберем основные типы кузова легковых автомобилей.

Автокузовы: их предназначение и виды

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

За прошедшие 20 лет автоконструкторам передовых стран удалось внедрить в производство немало оригинальных кузовных разновидностей. Все чаще встречаются такие, которые группируют в себе отборные качества нескольких автокузовов. Если раньше их было намного меньше, то сегодня количество отдельных типов кузова не только увеличилось, но они стали решающим звеном в определении цены и размера выпускаемой машины.

15 образцов современного кузова легкового авто – такое количество называют эксперты. И не каждый из любителей может похвастаться тем, что знает названия современных кузовов, их предназначение, преимущества и недостатки.

Что же определяет кузов, почему он так важен и зачем нужно столько разных типов? Всем автомобилистам известно, что кузов является основным элементом машины, определяющим ее форму и дающий возможность перевозить людей, грузы и так далее. От кузова зависит, сколько пассажиров поместится в салон, что можно будет положить в багажник и т.п.

Если рассматривать группирование кузовных моделей в автомобилестроении конкретно, то отличия касаются следующего:

  • Предназначения;
  • Конструктивных особенностей;
  • Параметра нагруженности;
  • Комплектации, компоновки и так далее.

Примечание. Следует знать, что у «легковушек» кузова бывают пассажирской бескаркасной или полукаркасной конструкции.

Что касается компоновки кузова, то различают на сегодняшний день следующие виды:

  • 1-объемные, которые подразумевают расположение пассажиров, багажа и мотора в едином пространственном объеме;
  • 2-объемные, подразумевающие нахождение багажа и людей в салоне, а ДВС под капотом. Характеризуется данные виды кузова удобными размерами и наличием большого, вместительного багажного отсека;
  • 3-объемные. В данном случае в салоне предусматривается нахождение людей, под капотом — мотора, а для груза предназначен багажник. Считаются в меньшей степени разноцелевыми среди остальных видов кузова, так как их трансформация ограничена выступающим передком и задней частью.

Что касается степени нагруженности:

  • Различают несущий кузов, предназначенный воспринимать все нагрузки;
  • Различают полунесущий кузов, воспринимающий лишь те нагрузки, которые приходятся на раму;
  • Различают разгруженный кузов, воспринимающий только груз и массу пассажиров.

Типы кузовов: закрытые и открытые

Категория машин с закрытым кузовом

В эту группу входят классический седан, хэтчбек и его подтипы, лимузин, купе, минивэн и другие машины, подразумевающие закрытую конструкцию.

Седан

Наиболее распространенный тип кузова седан. Он бывает 2-х или 4-х дверным, хотя в некоторых случаях и 5-дверным. Среди отличительных особенностей этого кузова отметим:

  • Обязательное наличие двух полноразмерных рядов кресел;
  • Багажник седанов структурно отделен от салона, автомобиль не имеет подъемной двери сзади;
  • Седан – типичный 3-объемный кузов.

Седаны названы, по праву, классическими авто и сегодня пребывают в производственной линейке большинства автоконцернов. Популярность на них велика среди потребителей, конкурировать с ними машинам с иным типом кузова сложно.

Седаны могут быть собраны на удлиненной базе. В этом случае их маркируют буквой L и обозначают, как люксовый класс.

Примечание. К дополнительным разновидностям седана можно отнести тудор. Это конструкция, оснащенная 2-я дверьми, но от купе отличается наличием 2-х полноразмерных рядов сидений. К таким машинам относится и наш легендарный «Запорожец».

Хэтчбек

2-объемный грузопассажирский кузов хэтчбек, оснащенный 2-я, 5-ю или реже 3-я дверьми. Этот закрытый тип кузова отличается следующими параметрами:

  • Имеет дверцу сзади и разнится от универсала более коротким задним свесом;
  • Задняя дверь хэтчбеков всегда имеет небольшой наклон;
  • Считаются самыми популярными типами кузова в Европе. Там они выпускаются практически в любом классе;
  • Среди основных преимуществ хэтчбеков можно выделить их компактность по сравнению с седанами и маневренность в сравнении с универсалами.

Хэтчбеки легко трансформируются, если снять их заднюю полку, закрывающую багажное отделение. Сложив дополнительно задние кресла, получим вместительное дополнительное место.

Примечание. Своеобразным подтипом хэтчбека принято называть микровэны. При этом название вовсе не говорит о том, что эти автомобили меньше. Напротив, это увеличенный образец хэтчбека с просторным салоном. В последнее время становится все более популярным в России.

Универсал

Универсал имеет такие же дверные варианты, как и хэтчбек. Особенности следующего порядка его выделяют:

  • Это грузопассажирский 2-объемный кузов, собранный на основе седана, только с наличием задней двери, как у хэтчбека. Задний свес у универсалов бывает схож с седановским или сделан еще длиннее;
  • Багажник универсала всегда большой и объединен с салоном.

Примечание. Чтобы легко превратить легковой универсал в грузопассажирский, достаточно сложить задние сидения.

Впервые универсал был выпущен легендарной компанией Форд. Из современных автомобилей российского автопрома к таким относится Лада Ларгус.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова, представляющий собой нечто среднее между хэтчбеком, универсалом и седаном. Выделяется:

  • От хэтчбека – большей длиной задней части;
  • От остальных 2-объемных конструкций — особой покатостью крыши (Шкода Октавия).

Примечание. Бытует мнение, что секретом высоких продаж лифтбеков является их некоторая схожесть с седаном.

Купе

Еще один тип кузова, относящийся к этой категории, называется купе. Отличается следующими особенностями:

  • Наличием всего одного ряда сидений (если купе и оснащен вторым рядом сидений, то место всегда с плохой вместимостью – 0,93 куб. метра свободной зоны);
  • 3-объемные автомобили этого типа часто выглядят, как спортивные, хотя встречаются и люксовые модели представительского купе (Порше 911, Кадиллак Эльдорадо).

Сходство со Sport купе придает и косой силуэт крыши сзади. Машины с типом кузова купе очень изящны и престижны, но назвать их комфортабельными сложно из-за тесноты.

Лимузин

Лимузин тоже относится к закрытым типам 3-объемного кузова. Вот его особенности:

  • Это автомобиль высшего, представительского класса, собранный на основе седана, но с более удлиненной колесной базой;
  • В лимузинах всегда есть перегородка за передним сидением, а вот у длиннобазных седанов ее нет.

Лимузины выпускаются 4-дверными, в салоне предусмотрено несколько рядов сидений.

Минивэн

Минивэн бывает 1-объемный, реже 2-объемный. Вот его особенности:

  • Кузов этого автомобиля представляет собой нечто среднее между универсалом и маленьким автобусом (нередко его называют универсалом повышенной вместимости);
  • Дверь на второй ряд сидений, как правило, сдвижная;
  • Минивэны называют еще бескапотными кузовами или небольшим фургоном (перевод с англ.);
  • Минивэны могут быть оборудованы также и третьим рядом сидений (Хонда Одиссей, Тойота Сиенна).

Преимуществом минивэнов называют их габаритные размеры и вместительность. Идеальный семейный автомобиль, впервые выпущенный в 80-е годы.

Примечание. Существует также кузов под названием компактвэн. Это некий середняк, похожий и на минивэн и на микровэн (копия хэтчбека). Такие автомобили подразумевают оснащение третьим рядом сидений. Экстерьер компактвэна в разы аккуратнее смотрится, чем у минивэна. Новая разновидность кузова, которую стали выпускать лишь в начале 90-х годов.

Внедорожник

Один из популярных автомобилей начала нового века. Особенности кузова в следующем:

  • 2-объемный кузов оснащается 5-ю или 6-ю габаритными дверцами;
  • Наличие рядов кресел – 2 или 3.

В принципе, внедорожник является тем же универсалом, но его отличают особенности технического характера: полный привод, огромные габариты и большой дорожный просвет. Идеальная машина для прохождения по бездорожью.

Кроссовер

Разновидность внедорожника, но с отличиями:

  • Меньшая высота клиренса;
  • Большая компактность.

В последнее время кроссоверы очень популярны. Их все больше покупают для городских джунглей, ведь компактный автомобиль позволяет легко маневрировать под светофорами и передвигаться даже по некачественному асфальту.

Пикап

3-объемный тип кузова с открытой грузовой площадкой. Относится, скорее, к грузопассажирским вариантам авто, а не к легковым. Отличается следующими особенностями:

  • Багажник (грузовая площадка) отделяется от салона жесткой перегородкой;
  • Автомобили с таким кузовом суперпроходимы.

Любимые рабочие лошадки фермеров из Америки и Австралии. Теперешние машины с подобной разновидностью кузова большей частью собираются на базе внедорожника.

Категория машин с открытым кузовом

В эту группу входят такие машины, как кабриолет, родстер, брогам и другие.

Кабриолет

Открытый автомобильный 3-объемный кузов. Похож на купе, но отличается от него наличием мягкой тентовой крышей, складываемой за задними сидениями.

Другие особенности:

  • Крыша складывается так, что остаются неподвижными двери и боковые стекла;
  • Яркий пример таких машин – Пежо 206 СС.

Примечание. Принято различать также купе-кабриолеты. У этих авто вместо тентовой крыши металлическая, и она складывается в багажник.

Родстер

Открытый 3-объемный кузов, как и у кабриолета. Следующие особенности его выделяют:

  • Наличие одного ряда сидений и мягкой открывающейся крыши;
  • Яркий образец таких машин – Мини Купер Родстер.

Фаэтон

Это 4-дверный кузов со складной мягкой крышей. Другие его особенности:

  • Рассчитан на 5-6 посадочных мест;
  • Не имеет боковых подъемных стекол.

Примечание. Фаэтоны нередко путают с 4-дверными кабриолетами высшего класса.

Брогам

Тип 3-объемного кузова, отличающийся следующим:

  • Наличием закрытой зоны верха. Она предназначена для задних пассажиров;
  • Наличием свободного пространства над головой водителя.

Купе де виль, как нередко называют брогам, в наше время не столь популярен. Но при желании его изготавливают на заказ.

Тарга

Тип 3-объемного кузова, редко встречающегося на дорогах. Отличительные особенности:

  • Считается одним из вариантов 2-местного родстера типа Sport, но с жесткой фиксацией лобового стекла и наличием цилиндрического фрейма сзади кресел;
  • Открытая, складываемая в багажник, средняя часть крыши. Задняя часть верха кузова полностью закрыта стеклом;
  • Яркий образец – Порше 911 Тарга.

Примечание. Тарга – это пассажирский кузов, снабженный очень мощной средней стойкой.

Кроме описанных открытых типов кузова известны еще спайдер, ландо и шутингбрейк.

Итак, узнав немало о типах и разновидностях автомобильных кузовов, читатель может сделать правильный выбор. Хотелось бы напомнить, что кроме приведенной выше информации было бы полезно изучить статьи, где подробно описываются преимущества и недостатки различных конструктивных особенностей определенного автомобиля, а также инструкцию по уходу за кузовом своими руками.

За последние двадцать лет конструкторы автопрома создали немало новых типов кузовов, например, в 90-е годы их было меньше в два раза. Все чаще мы видим кузова, объединяющие в себе наиболее лучшие качества нескольких обычных типов. Ведь именно разновидность кузова транспортного средства наиболее часто определяет его стоимость и размеры.

На сегодняшний день эксперты насчитывают примерно 15 типов автомобильных кузовов. И не каждый автомобилист может похвалиться знанием их названий, а также преимуществ и недостатков той либо другой разновидности. А при приобретении автомобиля – кто обладает информацией, тот и сделает удачную покупку. Об этом далее в статье.

Кузов – это главная часть автомобиля, что-то вроде определенной формы, позволяющей перемещать в ней грузы, людей и так далее. Именно форма данной неотъемлемой части транспортного средства определяет ее функциональность, число пассажиров, которые могут сесть в салон, и так далее.

Кузова в автомобилестроении классифицируют по таким параметрам:

  • Конструкция.
  • Назначение.
  • Компоновка.
  • Степень нагруженности.

По компоновке есть три типа кузовов:

  • Однообъемные – двигатель, груз и пассажиры расположены в одной пространственной конструкции.
  • Двухобъемные – силовой агрегат находится под капотом, а груз и пассажиры расположены в салоне.
  • Трехобъемные – пассажиры располагаются в салоне, силовой агрегат размещен в подкапотном пространстве, а груз находится в багажном отделении.

Классификация кузовов по степени нагруженности:

  • Полунесущий – воспринимает нагрузки, которые приходятся на раму.
  • Несущий – может воспринимать все нагрузки.
  • Разгруженный – воспринимает вес пассажиров и груз.

Трехобъемные

Главной характеристикой трехобъемных кузовов является выступающий багажник и капот. Именно в результате ограниченной трансформации они являются наименее универсальными среди остальных типов. Самыми популярными в этой группе являются кабриолеты, седаны, пикапы и купе.

кузов седан


Седан

Седаны присутствуют фактически во всех модельных рядах большинства производителей автомобилей. Они распространены среди автомобилистов, поскольку классика всегда находит своих поклонников. Седаны все еще остаются самыми престижными машинами. Данный тип кузова оборудован четырьмя дверями и двумя рядами кресел, а также оснащен жесткой крышей, уровень которой не меняется по всей длине автомобиля. Особое место среди седанов занимают машины с удлиненной базой, относящиеся к представительскому классу. Маркируют их буквой L.

кузов купе


Купе

Такие автомобили выпускают как четырехдверные, так и двухдверные. Салон может быть оборудован лишь одним рядом кресел. Внешне такие автомобили выглядят как спортивные по причине покатой формы задней части крыши. Двери купе не похожие на двери седана, они немного больше по размеру. Безусловно, купе изящны и престижны, однако из-за тесноты комфортными их назвать сложно.

кабриолет, брогам, родстер и тарга


Кабриолет

Единственное отличие между купе и кабриолетом — мягкая крыша-тент у последнего. Обычно ее можно сложить и поднять при потребности. Данный тип кузова относится к открытым кузовам. Во время складывания крыши боковые стекла и дверные рамки остаются неподвижными. Существуют также купе-кабриолеты — машины, жесткую металлическую крышу у которых можно сложить в багажник.


Родстер

Родстер оборудован мягкой открывающейся крышей и одним рядом сидений. Наиболее распространен в южных странах.


Брогам

Главное отличие кузова брогам — закрытая задняя часть крыши для пассажиров и открытая передняя часть крыши для водителя. На сегодняшний день таких автомобилей единицы, однако при желании их можно изготовить под заказ.


Тарга

Тарга — данный тип кузова встречается на дорогах крайне редко. В нем открывается лишь средняя часть крыши, складываемая в багажное отделение. Что касается задней части крыши, то она полностью закрыта стеклом.

кузов пикап


Пикап

К пикапам относятся кузова, у которых открыта грузовая площадка. От салона она отделена жесткой перегородкой. Пикапы пользуются особой распространенностью у жителей новой Зеландии, австралийцев и американцев. Стоит отметить, что они обладают превосходной проходимостью. Современные изготовители автомобилей обычно создают пикапы на базе внедорожников.

авто лимузин


Лимузин

Данный тип кузова может быть удлиненной модификацией хэтчбека, седана либо внедорожника. От остальных типов кузовов лимузин отличается наличием стеклянной перегородки, отделяющей передние кресла от остального салона. Выпускаются они с четырьмя дверьми и несколькими рядами кресел. Лимузины относятся к автомобилям высочайшего класса. Как правило, они говорят о высоком статусе ох обладателя либо применяются в условиях особого торжества.

Двухобъемный кузов

Двухобъемные типы кузовов — это кроссовер, внедорожник, хэтчбек и универсал. Они характеризуются вместительными багажниками, компактными размерами и отсутствием выступающего багажника. Последний открывается вместе со стеклом с помощью крышки, которая считается еще одной дверью.

кузов универсал


Универсал

Данный кузов характеризуется наличием двух рядов кресел, пяти либо трех дверей, а также неизменным уровнем крыши. Универсал отличается от хэтчбека углом наклона и длиной стекла задней двери. Зачастую именно изготовители решают, каким образом позиционировать выпущенную модель.

Универсал способен превратиться из пассажирского в грузопассажирское транспортное средство. Для этого необходимо попросту сложить задние кресла. Автомобиль с подобным кузовом стоит дороже, нежели седан. Впервые универсал был выпущен компанией «Форд» в 1928 году.

кузов хэтчбек


Хэтчбек

Задняя дверь такого типа кузова наклонена вместе со стеклом под небольшим углом. Хэтчбеки наиболее распространенные среди европейцев. В наше время можно встретить автомобиль любого класса с подобным типом кузова. Он является не таким громоздким, как универсал, и более компактным, чем седан. Сложив задние кресла и демонтировав полку, закрывающую багажник, можно получить дополнительную площадь для груза.

кузов лифтбек


Лифтбек

К данному типу относят машины, крышка багажника у которых оборудована выступом небольшого размера и открывается вместе со стеклом.

автомобиль внедорожник


Внедорожник

Такой кузов оборудован шестью либо пятью большими дверями, из которых две либо одна относятся к задним. Автомобиль имеет два либо три ряда кресел. В принципе, это универсал, отличающейся наличием полного привода, высоким клиренсом и большими габаритами.

машина кроссовер


Кроссовер

Данный тип закрытого кузова отличается от внедорожника компактностью и высотой дорожного просвета. Кроссоверы все больше популярны у городских граждан, поскольку дают возможность передвигаться по наших некачественных дорогах с минимальными потерями.

Однообъемный кузов

К однообъемным кузовам относятся компактвэны, микровэны и минивэны.

авто минивэн


Минивэн

Характеризуется большими габаритами и тремя рядами кресел. Довольно часто они оборудованы сдвигающимися боковыми дверями. Считаются весьма распространенными среди американских и европейских семьянинов. Впервые начали выпускаться в 80-х годах.

микровэн


Микровэн

Является увеличенной копией хетчбэка. Характеризуется просторным салоном, в котором отсутствует третий ряд пассажирских кресел.

компактвэн


Компактвэн

Является чем-то средним между микровэном и минивэном. В некоторых случаях оборудуются третьим рядом кресел. Они выглядят более аккуратно, нежели минивэны. Выпускать их начали в 90-х годах.

Кузов автомобиля - это самый основной и в то же время самый дорогостоящий его элемент. В зависимости от конструкции, все автомобили делятся на два вида: с и с несущим кузовом. В первом типе кузов является несущей системой, а во втором - отдельным элементом автомобиля.

Практически все современные легковые автомобили имеют несущий кузов.

В составе кузова легковой автомобиль имеет моторный отсек, пассажирский салон и багажник. К самой конструкции либо в к подрамнику крепятся ходовая часть, трансмиссия, дополнительное оборудование, электроника и двигатель машины. Чаще всего в качестве материала для кузова автомобиля выступает металл, алюминий, реже – особые виды полимерных материалов.

В случае рамной конструкции автомобиля в качестве главного несущего элемента выступает рама. На раме устанавливаются все основные элементы: кузов автомобиля, ходовая часть и двигатель. У современных легковых автомобилей кузов всегда является несущим элементом, а в случае с грузовыми автомобиля, автобусами и внедорожниками главным несущим элементом является рама.

Классификация кузовов

В настоящее время есть общепринятая классификация кузовов всех автомобилей по их характеристикам:

  • нагруженность;
  • основное предназначение;
  • конструкция;
  • компоновка.

По степени нагруженности выделяют три вида кузовов:

  • несущий – может принимать всю нагрузку на себя;
  • полунесущий – в данном случае большая часть нагрузки воспринимается рамой;
  • разгруженный – берет на себя нагрузку от веса пассажиров и перевозимого груза.

Типология кузовов по предназначению и компоновке

Компоновка разделяет кузов на следующие типы:

  • однообъемные – груз, пассажиры и мотор находятся в одном объеме;
  • двухобъемные – двигатель находится в моторном отсеке, пассажиры с грузом размещаются в салоне;
  • трехобъемные – двигатель расположен в моторном отсеке, груз в багажнике, а пассажиры в салоне.

Давайте теперь более подробно рассмотрим классификацию трехобъемных кузовов по компоновке. Главная особенность трехобъемного кузова – последовательное расположение моторного отсека, багажника и салона. Эта категория, в свою очередь, подразделяется на седан, купе, кроссовер, кабриолет и другие типы кузовов.

Седан

В линейке моделей каждого автопроизводителя легковых машин есть седаны. Эти типы кузовов, имея классическую компоновку, все еще остается наиболее популярными среди покупателей. И это несмотря на то что они не самые функциональные. Такие машины имеют четыре двери, жесткую крышу и два ряда кресел. Багажник и моторный отсек отделены от основного салона. Седан, как и внедорожник или кроссовер, может иметь полный привод.

Купе

Изящные формы и зачастую спортивный внешний облик делают эти автомобили очень привлекательными. Но тесный салон, который может быть оснащен лишь одним рядом кресел, и две двери вместо четырех делают их очень непрактичными. Как правило, этот тип кузова оснащается мощными моторами и имеет низкую подвеску.

Кабриолет

Кабриолет очень похож на купе по всем характеристикам. Чаще всего такой тип кузова имеет мягкую крышу. У кабриолета может либо два ряда сидений, либо четыре, но дверей всегда две. Как и в купе, в кабриолете удобнее ездить вдвоем – пассажирам на заднем ряду будет дискомфортно.

Родстер

Очень редкий тип машин в наших краях. У родстера мягкая крыша и один ряд сидений. Как правило, они имеют низкую жесткую подвеску, мощные двигатели и тесный салон. Такой тип автомобиля можно иметь в качестве хобби или второй (третьей) машины, но никак не в качестве основного легкового авто.

Лимузин

Лимузин имеет очень длинную базу, оснащен как минимум двумя рядами сидений и отличается повышенным уровнем комфорта. Водитель лимузина отделен перегородкой от пассажиров. Данный тип кузова может быть сделан на базе как обычного седана, так и внедорожника. Лимузин используют либо очень обеспеченные люди, либо их берут напрокат для какого-либо торжества. За рулем лимузина обычно профессиональный водитель.

Пикап

Пикап по своей форме похож на внедорожник, только вместо багажника у него открытый грузовой кузов, отделенный от салона жесткой перегородкой. Отличная проходимость вместе с возможностью транспортировки объемных грузов делают их поистине универсальными автомобилями. Такие машины пользуются большим спросом у жителей сельской местности.

Двухобъемные

У автомобиля с двухобъемным кузовом салон находится в одном объеме с багажником. Багажник чаще всего очень большой и выполнен в форме двери со стеклом. Самые распространенные двухобъемные авто – это лифтбек, универсал, внедорожник, хэтчбек и кроссовер.

Универсал

Универсал - самый универсальный и продаваемый тип авто в Европе. Универсал имеет чаще всего пять дверей. Путем трансформации салона и без того немалый объем багажника можно увеличить. Для этого достаточно всего лишь сложить задние сидения. Больше всего машин с компоновкой универсал производится в США. Главный плюс этих авто - большой багажник. Как и кроссовер, универсал может иметь полный привод и увеличенный клиренс. Такие машины иногда называют универсалами повышенной проходимости.

Хэтчбек

Сегодня такой тип автомобилей становится все более популярным. Этот тип кузова сочетает в себе большой объем багажника универсала и привлекательную внешность. Хэтчбек обычно компактнее седана и универсала, но при этом его объем багажника сравним с последним. Задняя дверь у такой машины имеет небольшой наклон. Как и у универсала, у хэтчбека можно сложить задний ряд сидений, дабы получить ровный пол вместе с серьезно возросшим объемом багажника. Хэтчбек – это прекрасный вариант авто на каждый день, он имеет компактный размер и в то же время функционален; может транспортировать грузы и выглядеть привлекательно.

Лифтбек

– нечто среднее между хэтчбеком и седаном. Обычно лифтбек по размеру как седан, но его крышка багажника вместе со стеклом поднимается как у хэтчбека. Такая особенность делает машину гораздо более функциональной, нежели седан.

Внедорожник

По своему внешнему виду внедорожник похож на универсал или кроссовер большого размера. Его главная особенность - это наличие полного привода и увеличенного дорожного просвета. Основное предназначение внедорожных автомобилей – езда по плохим дорогам и направлениям. Внедорожник обычно имеет раму, в то время как кроссовер рамой чаще всего не располагает.

Кроссовер

Кроссовер отличается от внедорожника меньшими размерами и большей универсальностью. Кроссовер представляет собой некий компромисс между высоким уровнем проходимости и комфортом при движении по обычным дорогам. Сегодня все чаще покупают городские жители, чтобы чувствовать себя уверенней на плохих дорогах.

Однообъемные

Однообъемный тип кузова автомобиля не очень распространен. Основным представителем однообъемного кузова является минивэн. Компактвэны и микровэны распространены еще в меньшей степени.

Минивэн

Такой тип легковых автомобилей предназначен для перевозки людей. Очень часто у них есть три ряда сидений и боковая сдвижная дверь. Данный тип машин характеризуется большими размерами. Также эти типы кузовов очень популярны у больших семей.

Компактвэны и микровэны

Эти виды легковых автомобилей отличаются от минивэнов компактными размерами и более презентабельным внешним видом. Как и кроссовер, микровэн и компактвэн могут иметь полный привод и увеличенный дорожный просвет.

Выбирая автомобиль, следует оценивать его внешний вид и технические характеристики. Кузов авто может быть открытым и закрытым. Закрытые модели в нашем климате пользуются значительно большим спросом. Существуют следующие виды автомобилей по типу закрытого кузова:

Седан - самый распространённый тип кузова. Багажник структурно отделён от пассажирского салона, без подъёмной двери в задней стенке, с двумя или реже тремя рядами сидений.

Хэтчбек - автомобиль имеет укороченный (по сравнению с седаном) задний свес кузова.

Лифтбек - это разновидность хэтчбека, у которого задняя дверь имеет небольшой выступ, и в закрытом положении лифтбек больше напоминает классический седан.

Универсал - закрытый двухобъёмный кузов автомобиля. Вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъёмной дверью в задней части машины.

Купе - кузов с двумя дверьми, одним или двумя рядами сидений и структурно отделённым багажником, без подъёмной двери в задней стенке.

Фургон - тип закрытого автомобильного кузова, предназначенный для перевозки грузов или людей.

Лимузин - закрытый кузов с жёсткой крышей, оснащённой подъёмным стеклом, обычно перегородкой между отделением водителя и остальным салоном.

Типы кузовов легковых автомобилей

Любой автомобиль оснащен несущей системой для расположения элементов, оборудования салона, механизмов двигателя, трансмиссии. Большинство современного автотранспорта имеет несущий кузов. Основное назначение кузова: перевозка пассажиров и небольших грузов.

Типы кузовов легковых автомобилей многофункциональны, разнообразны. Обычно грузопассажирские либо пассажирские бескаркасной, полукаркасной конструкции. Трехобъемные кузова имеют выступающий капот, багажник. Ввиду ограниченной трансформации конструкции наименее универсальны пикапы, купе, кабриолеты, седаны. Двухобъемные кузова – это универсалы, хэтчбеки, кроссоверы, внедорожники. Их характеризует компактный размер, вместительный багажник, который открывается с помощью крышки со стеклом, позиционируемая производителями как пятая дверь. Конструкция, разделенная на два отдельных отсека, позволяет увеличить объем багажного отделения при необходимости. К однообъемным конструкциям относят микро-вэны, мини-вэны.

Кузова грузовиков

Кузова грузовиков – платформы либо емкости конкретной конфигурации, служащие для размещения, перевозки грузов. Их разделяют на закрытые, открытые. Бортовой, самосвальный кузов имеет открытый тип конструкции, фургон, цистерна, тент – закрытый тип.

На рынке техники РФ представлены варианты: тентованный полуприцеп (транспортировка больших габаритов до 25 тонн), рефрижератор (перевозка продуктов питания, медикоментов), изотермический фургон (доставка продовольственной, непродовольственной продукции), контейнеровоз (перевозка контейнеров). Также востребованы бортовые полуприцепы, платформы, автовозы, тралы и лесовозы. Конструкции отличает вариативность грузоподъемности, способов загрузки, температурных режимов.

Тип кузова внедорожник

Тип кузова внедорожник – двухобъемная закрытая кузовная конструкция, имеющая 5-6 дверей, 2-3 ряда пассажирских кресел. Машина выше универсала, больше кроссовера. Транспорт отличает большие габариты, полный привод, понижающая передача, увеличенный дорожный клиренс (не меньше 200 мм) для маневренности на бездорожье. Многие производители выпускают модели внедорожников с укороченной базой, тремя дверями, укорачивая нишу в купе.

Авто считается универсальным ввиду высоких, соответствующих технических характеристик. Аналогично некоторым пикапам, фургонам имеет рамный разгруженный кузов. Современные внедорожники условно делятся по размеру: компактные, среднего размера, полноразмерные.

Классификация типов кузовов

Автомобильная промышленность за два десятилетия достигла существенного прорыва в сфере дизайна, технического оснащения авто. В современном автомобилестроении классификация типов кузовов основана на параметрах: форма, назначение, компоновка, функциональность, степень нагруженности. Легковой транспорт традиционно имеет грузопассажирский, пассажирский типы кузовной рамы полукаркасной, бескаркасной конструкции.

Кузовные рамы различают по расположению пассажиров, груза, силового агрегата, степени выдерживания веса груза и пассажиров. Так, машина может иметь три, два, один отсека. Все варианты кузовов имеют стандартные названия, используемые в мире, однако некоторые страны производят отдельные типы кузовов с иным названием.

Выбор кузова легкового автомобиля

Выбор кузова легкового автомобиля зависит от его назначения. Седан – популярная модель, оснащенная 2-4 дверями, 2 рядами полноразмерных кресел. Вместительность: 4-5 человек. Классика жанра – купе – двухдверный кузов, имеющий один рядом сидений. Современные купе похожи на седан, имеют 2 ряда полноразмерных кресел.

Универсал – грузопассажирское авто с 2 рядами сидений, дополнительной дверью, интегрированным с салон багажным отделением. Хэтчбек – современный «гибрид», объединивший комфорт седана с вместительностью универсала и функцией складывания заднего ряда сидений. Изюминка кабриолета: мягкая складная крыша из особых тканей. Пикап – легковое авто с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона перегородкой. Особенности: технические характеристики, проходимость, аналогичные внедорожнику.

Совет от Сравни.ру: Приобретая автомобиль, обязательно заранее запишитесь на тест-драйв понравившихся моделей. Вы сможете самостоятельно оценить все технические характеристики, определить, за рулём какого авто вы чувствуете себя наиболее комфортно. Подобные услуги предлагаются во многих автосалонах.
Случайные статьи

Вверх